Что такое типографика в дизайне. Основы веб-типографики. Ностальгия по прошлому

Типографика играет ключевую роль в веб-дизайне, по статистике 95% содержимого сайтов составляет текстовый контент. Шрифтовое оформление управляет настроением и создает определенную атмосферу при прочтении текстового содержимого веб-страниц.

Современная веб-типографика базируется на CSS-стилях. Меняя значения стилей браузера по умолчанию, можно сделать текстовое содержимое более привлекательным.

В этой статье будут рассмотрены основные аспекты современной веб-типографики, которые помогут вам определиться при выборе шрифта и способов оформления текста.

CSS-свойства для правильной веб-типографики

1. Семейство шрифтов (свойство font-family)

Подбор шрифта начинается с выбора гарнитуры шрифта.

Гарнитура — шрифт или несколько шрифтов, имеющих стилистическое единство начертания. Состоит из набора знаков (обычно — цифры, буквы, знаки пунктуации, спецсимволы, но может состоять так же исключительно из неалфавитных знаков). Например, гарнитура «Times New Roman» состоит из обычного, курсивного, полужирного и множества других шрифтов этого семейства.

Гарнитуры можно разделить на две основные категории: с засечками (антиква и брусковые шрифты) и без засечек (гротески).

Шрифты без засечек имеют простой и четкий внешний вид. Шрифты с засечками, напротив, придают более серьезный и официальный тон.

В процессе чтения глаза привыкают к основному шрифту и они утомляются, если заголовки, оглавление и второстепенный текст набраны шрифтами разной гарнитуры, не гармонирующими с основным шрифтом. Поэтому, при подборе шрифтов достаточно остановиться на одном-двух шрифтах, а акценты расставлять за счет размера, цвета, начертания и т.п.

В каких случаях можно использовать несколько шрифтов:

  • В гарнитуре нет специальных начертаний (жирного, полужирного, курсивного);
  • Необходимо добиться сходства с определенной эпохой;
  • Для визуального разделения текстов нескольких типов (например, комментарии в тексте, строки кода, формулы, тексты на другом языке);
  • Для эстетических целей.

Сервис TypeTester для подбора шрифта

2. Сочетание шрифтов с засечками и без засечек

В рекомендациях по сочетанию шрифтов преобладает негласное правило — для заголовков выбирается шрифт без засечек, а основной текст формируется шрифтом с засечками. Однако такой подход не настолько популярен, как может показаться.

На самом деле это правило касается в первую очередь печатных изданий, книгопечатания. Связано это с тем, что шрифт с засечками (небольшими росчерками на концах основных штрихов) плавно выстраивается в одну линию, облегчая восприятие текста и делая его более читабельным.

Иначе обстоят дела с отображением текста дисплеями различных устройств. Возникает проблема сглаживания и неровности засечек. Поэтому для основного текста лучше подходит шрифт без засечек с несколько увеличенной высотой строчных знаков.

3. Цвет шрифта (свойство color)

Цвет придает тексту четкость и выразительность. Цветные заголовки и небольшие акценты в тексте способны привлечь больше внимания, чем текст черного цвета.

Тем не менее, не стоит забывать, что любой цвет несет с собой собственное настроение, а у каждого человека есть личные ощущения, которые вызывает у них тот или иной цвет.

Теплый цвет активно привлекает внимание к тексту, делая его визуально большим по размеру, чем шрифт аналогичного размера холодных оттенков. Для небольших по размеру элементов текста подходят более яркие цвета, боковое содержимое страницы можно выделить при помощи цвета, который на 20-30% светлее цвета текста основного содержимого веб-страницы.

При выборе количества цветов текста предпочтительно ограничиться двумя достаточно контрастными цветами (не считая черного и белого цвета). Черный текст на белом фоне — это классика, достаточно контрастная.

4. Размер шрифта (свойство font-size)

Размер базового шрифта в браузере равен 16px , а размер заголовков устанавливается пропорционально размеру базового шрифта (h1 — 2em, h2 — 1.5em, h3 — 1.17em и т.д.).

Варьируя размером шрифта, можно придать тексту визуальную значимость и привлечь внимание посетителей к наиболее важным фрагментам текста. Как правило, чем крупнее элемент, тем он важнее.

На размер текста в окне браузера оказывает влияние разрешение монитора пользователя: текст одного и того же размера на мониторе с большим разрешением кажется меньше, чем текст такого же размера на мониторе с более низким разрешением.

Шрифты различных семейств одинакового размера также могут иметь разный фактический размер.

С ростом разрешения экранов и размеров мониторов необходимо пересмотреть привычный размер текста в 12-14px. Для обычного текста уже повсеместно применяется шрифт размером 14-18px. Задавая размер шрифта, нужно не забывать про адаптивность, т.е. размер шрифта должен изменяться в зависимости от размера экрана.

5. Выравнивание текста (свойство text-align)

Выровненный по ширине текст хорошо выглядит на печатной странице за счет равномерного распределения слов по строкам. Подобное форматирование веб-страниц средствами CSS невозможно и выравнивание текста по ширине образует большие неприятные промежутки между словами. Поэтому, в веб-типографике обычно используется выравнивание по левой стороне.

6. Межбуквенный и межсимвольный интервал (свойства word-spacing и letter-spacing)

Межбуквенный интервал оказывает влияние на читабельность текста. Варьирование плотности текста (уплотненный и разряженный текст) позволит разнообразить темп восприятия, добившись баланса текстовой композиции сайта.

Шрифты с засечками смотрятся более выразительно при уменьшенном значении letter-spacing .

7. Межстрочный интервал (свойство line-height)

Оптимальное значение межстрочного интервала в 1.4 — 1.6 раза больше размера шрифта.

Также, не делайте больших отступов между заголовками и связанным с ним абзацем.

8. Длина строки

В строке для сплошного чтения должно помещаться от 30 до 75 знаков (приблизительно 7-10 слов на одной строке). Чем шире строка текста, тем больше должен быть межстрочный интервал. Межстрочное расстояние не должно быть меньше пробела между словами.

9. Начертание шрифта (свойство font-style)

Можно создавать красивую типографику, управляя начертанием шрифта. Например, курсив придает тексту некую торжественность. Жирное начертание плюс увеличенный размер шрифта позволяет выделить нужное содержимое, но только в том случае, если такой текст будет выделяться на фоне расположенных рядом объектов.

Свойство font-variant: small-caps; придает тексту типографскую изысканность, преобразуя текст таким образом, что все буквы отражаются малыми прописными. Данный прием подходит для небольших фрагментов текста.

10. Структура текста и визуальная иерархия

В структуре веб-страницы выделяют следующие объекты:

  • Логотип / название сайта;
  • Названия/заголовки;
  • Заголовки второго плана;
  • Основной текст;
  • Навигацию;
  • Гипертекстовые ссылки;
  • Длинные цитаты;
  • Боковые панели;
  • Подписи/надписи в таблицах, рисунках.

Каждый элемент списка представляет собой фундаментальную часть сайта и это оправдывает необходимость его выделения.

В HTML существует шесть уровней заголовков, начиная с более важного

и заканчивая менее значимым

. Заголовок

должен быть первым в структуре документа, а заголовки низших уровней должны идти за ним и детализировать информацию. Для выделения заголовков можно воспользоваться приемом выделения цветом части заголовка.

Для более легкого усвоения текст нужно разбивать на части и для каждого раздела выбрать заголовок соответствующего уровня. Чем выше уровень заголовка, тем значимее по содержанию должен быть раздел.

В общей структуре текста особое внимание нужно уделять ссылкам, они должны с легкостью выделяться из окружающего их контента.

Визуальная иерархия устанавливает на странице правильную структуру, благодаря чему текст становится прост для восприятия и чтения. В большинстве текстов присутствует деление текста по смыслу. Существует несколько способов, самый простой — разбивка текста на абзацы.

  • Капитель;
  • Курсив;
  • Полужирное/жирное начертание;
  • Размер;
  • Цвет;
  • Смена гарнитуры;
  • Изменение положения знаков на полосе текста (верхний и нижний регистр, отступы);
  • Выделение знаков при помощи графических элементов — указателей, рамок, иконок и т.п.

Слишком сильное выделение не только чрезмерно акцентирует внимание на каком-либо фрагменте, но и затрудняет чтение.

11. Безопасные шрифты

Windows fonts / Mac fonts / Font family

Arial, Arial, Helvetica , sans-serif

sans-serif

cursive

monospace

Georgia 1 , Georgia , serif

sans-serif

Lucida Console, Monaco 5 , monospace

sans-serif

serif

Tahoma, Geneva , sans-serif

Times New Roman, Times , serif

Trebuchet MS 1 , Helvetica , sans-serif

Verdana, Verdana, Geneva , sans-serif

Symbol, Symbol (Symbol 2 , Symbol 2 )

Webdings, Webdings (Webdings 2 , Webdings 2 )

Wingdings, Zapf Dingbats

MS Sans Serif 4 , Geneva , sans-serif

MS Serif 4 , New York 6 , serif

Arial, Arial, Helvetica , sans-serif

Arial Black, Arial Black, Gadget , sans-serif

Comic Sans MS, Comic Sans MS 5 , cursive

Courier New, Courier New, Courier 6 , monospace

Georgia 1 , Georgia , serif

Impact, Impact 5 , Charcoal 6 , sans-serif

Lucida Console, Monaco 5 , monospace

Lucida Sans Unicode, Lucida Grande , sans-serif

Palatino Linotype, Book Antiqua 3 , Palatino 6 , serif

Tahoma, Geneva , sans-serif

Times New Roman, Times , serif

Trebuchet MS 1 , Helvetica , sans-serif

Verdana, Verdana, Geneva , sans-serif

Symbol, Symbol (Symbol 2 , Symbol 2 )

Webdings, Webdings (Webdings 2 , Webdings 2 )

Wingdings, Zapf Dingbats (Wingdings 2 , Zapf Dingbats 2 )

MS Sans Serif 4 , Geneva , sans-serif

MS Serif 4 , New York 6 , serif

1 Шрифты Georgia и Trebuchet MS поставляются вместе с Windows 2000/XP и включены в пакет шрифтов IE (да и вообще поставляются со многими приложениями от Microsoft), поэтому они установлены на многих компьютерах с ОС Windows 98.

2 Символьные шрифты отображаются только в Internet Explorer, в остальных браузерах они обычно заменяются на стандартный шрифт (хотя, например, шрифт Symbol отображается в Opera, а Webdings - в Safari).

3 Шрифт Book Antiqua практически идентичен Palatino Linotype; Palatino Linotype поставляется с Windows 2000/XP, а Book Antiqua - с Windows 98.

4 Обратите внимание, что эти шрифты не TrueType, а bitmap, поэтому они могут плохо выглядеть с некоторыми размерами (они предназначены для отображения в размерах 8, 10, 12, 14, 18 и 24 pt при 96 DPI).

5 Эти шрифты работают в Safari только в стандартном начертании, но не работают при выделении жирным или курсивом. Comic Sans MS также работает жирным, но не курсивом. Другие Mac-браузеры, кажется, нормально эмулируют отсутствующие у шрифтов свойства самостоятельно (спасибо Christian Fecteau за подсказку).

6 Эти шрифты установливаются в Mac только при Classic-инсталляции

Коммуникация играет в дизайне огромную роль. Очень важно создавать крепкую связь между веб-сайтом и непосредственно самим пользователем и затем помогать ему в достижении поставленных целей. Когда мы говорим о коммуникации в контексте веб-дизайна, обычно мы имеем в виду текст. Типографика является неотъемлемой частью данного процесса:

Более 95% информации в Интернете хранится в письменном виде.

Хорошая типографика — это залог легкодоступной информации, в то время как при плохой типографике приходится прикладывать усилия для понимания текста. Как отмечает Оливер Райхенштайн в статье «Веб-дизайн на 95% состоит из типографики »:

Оптимизация типографики — это оптимизация читабельности, доступности, удобства использования (!) и достижение графического баланса в целом.

1. Используйте минимальное количество шрифтов

При использовании более 3 разных шрифтов ваш веб-сайт теряет структуру и выглядит непрофессионально. Помните, что злоупотребление размером и стилем шрифта может испортить любую разметку.

Чтобы предотвратить подобную ситуацию, старайтесь свести количество используемых шрифтов к минимуму.

В целом, сведите количество шрифтов к минимуму (двух более чем достаточно, часто хватит и одного) и придерживайтесь использования одних и тех же на всем веб-сайте. Если вы решите работать с более чем одним шрифтом, убедитесь, что семейства шрифтов подходят друг другу с точки зрения ширины букв. Взгляните на пример, приведенный чуть ниже. У комбинации Georgia и Verdana (слева) есть общие характеристики, что позволяет им гармонично сочетаться друг с другом. Возьмем для сравнения комбинацию Baskerville и Impact (справа). «Тяжеловесный» Impact подавляет своего «засечного» напарника.

Убедитесь, что семейства шрифтов подходят друг другу с точки зрения ширины букв

2. Старайтесь использовать стандартные шрифты

В сервисах со шрифтами (например, Google Web Fonts или Typekit) можно найти много интересных, которые добавят в ваш дизайн нечто новое и необычное. К тому же, ими очень легко пользоваться. Возьмем, к примеру, Google:

1. Выбираете любой шрифт. Скажем, Open Sans .

2. Генерируете код и вставляете его в

Своего HTML. 

3. Готово!


Но что может пойти не так?

На самом деле, у этого метода есть одна серьезная проблема — пользователи привыкли к стандартным шрифтам и читают быстрее текст, написанный именно такими шрифтами.

Обычно наилучшим выходом будет использование системных шрифтов (Arial, Calibri, Trebuchet, etc.). Исключением может стать необходимость придерживаться каких-то шрифтов, которые задал сам клиент: например, для брендинга или для создания чего-то запоминающегося. Помните, что хорошая типографика влияет на прочтение текста, а не на визуальное восприятие шрифта.

3. Ограничьте длину строки

Правильно подобранное количество знаков на одной строке — это ключ к легкости прочтения вашего текста. Выбирая ширину текста, вы должны ориентироваться не на ваш дизайн, а на ясность и четкость написанного. Обратите внимание на этот совет от Baymard Institute :

«Если вы хотите, чтобы вашему читателю было комфортно, каждая строка должна содержать не более 60 знаков. Правильно подобранное количество знаков на одной строке — это ключ к легкости прочтения вашего текста».

Если строка слишком короткая, глазам придется часто менять фокус, что сбивает темп чтения. Если же строка слишком длинная, глазам читателя, наоборот, придется долго фокусироваться на написанном. Фото: Material Design

Что касается мобильных устройств, придерживайтесь диапазона в 30-40 знаков в строке. Ниже представлен пример двух сайтов, открытых на мобильных устройствах. На одном строка содержит от 50 до 75 символов (лучшее количество знаков в строке для печатного текста и разрешения компьютера), а на втором мы видим оптимальные 30-40 знаков.

В веб-дизайне можно достичь необходимого количества знаков, уменьшив ширину текстовых блоков с помощью em или пикселей.

4. Выбирайте гарнитуры, которые хорошо читаются в любом размере

Пользователи будут заходить на ваш сайт с разных устройств, у которых, соответственно, различается размер и разрешение. Большинство пользовательских интерфейсов используют текстовые элементы различной величины (кнопка «копировать», подписи полей, заголовки секций и т.д.). Необходимо выбирать гарнитуру, которая будет хорошо выглядеть, и оставаться читабельной в любом размере.

Roboto от Google

Убедитесь, что гарнитура, которую вы выбрали, легко читается на маленьких экранах! Старайтесь не использовать курсивные шрифты, например, Vivaldi (на изображении ниже): хоть они и выглядят красиво, понять написанное иногда бывает сложно.

Использование шрифта Vivaldi затруднит прочтение текста на маленьком экране

5. Используйте шрифты с четкими буквами

Многие шрифтовые гарнитуры созданы таким образом, что иногда бывает очень легко спутать похожие буквы, особенно «I» и «L», написанные латиницей (как на изображении ниже). В некоторых же буквы расположены так близко друг к другу, что сочетание «r» и «n» можно принять за букву «m». Поэтому, выбирая шрифт, протестируйте его в разных контекстах. Так вы сможете убедиться, что из-за шрифтовой гарнитуры у читателя не возникнет проблем с пониманием текста.

6. Избегайте капса

Текст, написанный капсом — или одними заглавными буквами — подходит для ситуации, где пользователь не вовлекается в процесс чтения (например, в аббревиатурах или логотипах). Но в других случаях не насилуйте ваших читателей текстом, написанным заглавными буквами. Как отмечает Майлз Тинкер в своей известной работе «Legibility of Print», такой текст читается гораздо медленнее текста, написанного строчными.

7. Не сводите межстрочное расстояние к минимуму

В типографике существует специальный термин для обозначения расстояния между строками — интерлиньяж (или межстрочный интервал). Увеличивая интерлиньяж, вы увеличиваете вертикальное пространство между строками, тем самым улучшая читабельность текста на экране. По правилам, для обеспечения читабельности текста интерлиньяж должен быть примерно на 30% больше, чем высота знака.

Правильное межстрочное расстояние способствует лучшей читабельности текста. Фото: Microsoft

По словам Дмитрия Фадеева, правильно подобранное расстояние между абзацами увеличивает понимание прочитанного на 20%. Умение дизайнера работать с белым пространством позволяет пользователям усваивать содержание текста целиком без упущения каких-либо деталей.

Слева: Текст написан практически вплотную. Справа: Правильное межстрочное расстояние способствует читабельности текста. Фото: Apple

8. Убедитесь, что у вас все в порядке с цветовым контрастом

Не используйте одни и те же или похожие по гамме цвета для текста и фона. Чем лучше виден текст, тем быстрее пользователи смогут прочитать его и уловить основные моменты. Консорциум Всемирной паутины советует использовать следующее соотношение для основного текста и текста изображения:

  • Небольшие тексты должны иметь коэффициент контраста минимум 4,5:1 по отношению к фону.

  • Большие тексты (от 14 размера полужирным шрифтом/от 18 размера и выше стандартным шрифтом) должны иметь коэффициент контраста минимум 3:1 по отношению к фону. 


Этот текст не соответствует стандарту цветового контраста, поэтому его тяжело различить на фоне.

Этот текст соответствует стандарту цветового контраста, поэтому он читается легко.

Когда вы подобрали цветовую гамму, необходимо дать ваш текст для прочтения реальным пользователям и желательно на нескольких разных устройствах. Если в ходе тестирования выявятся какие-то трудности с распознаванием текста, то можете быть уверены, что в будущем многие пользователи могут столкнуться с такой же проблемой.

9. Старайтесь не использовать красный или зеленый цвет в тексте

Дальтонизм — явление довольно распространенное, особенно среди мужчин (8% мужского населения — дальтоники). Поэтому, помимо цвета, желательно использовать какие-то другие знаки для выделения важной информации. Также старайтесь не прибегать к красному и зеленому цвету, так как именно эти цвета чаще всего не распознаются дальтониками.

10. Старайтесь не использовать мерцающий текст

Информация, которая мигает или мерцает, может вызвать недомогание у восприимчивых к этому пользователей. Кроме недомогания, это также может вызвать раздражение у многих читателей, так как будет отвлекать их от процесса чтения.

Не используйте мерцающий текст!

Заключение

Типографика — это очень важная вещь. Делая правильный выбор, вы наделяете веб-сайт ясностью и четкостью. В то же время, неправильный выбор может привести к невнимательному прочтению текста, так как отвлекает все внимание на себя. Типографика должна быть читабельной, ясной и понятной.

Типографика должна уважительно относиться к контенту

Это подразумевает, что читатель никогда не должен испытывать дискомфорта при прочтении текста.

Одна из самых часто встречающихся бед дизайна - это проблема с .

В этой статье мы расскажем о нескольких принципах правильной типографике и посоветуем, как вам избежать многих распространенных ошибок.

Статья не является книгой по типографике или искусству книгопечатания, это больше похоже на «быстрые советы по улучшению шрифтовой основы дизайна».

Правило 1. Чем меньше шрифтов, тем лучше

Одна из самых больших ошибок, которые делают дизайнеры, заключается в использовании слишком большого количества шрифтов и/или их стилей. Постарайтесь снизить их до двух или трех. То есть, основной текст должен быть одного шрифта и размера.

Выберите один для заголовков и придерживайтесь его, может быть, на крайний случай, еще один для подзаголовков. Не бойтесь, если шрифты будут оченьразличаться между собой. При использовании двух очень похожих шрифтов в дизайне, читатель может подумать, что вы просто сделали ошибку и случайно выбрали не тот шрифт при наборе.

Позаботьтесь о единстве цвета, плотности и т.д. или ваш текст будет выглядеть, как будто пьяные мухи разбежались по всей странице.

Правило 2. Следите за разрядкой

Будьте осторожны, чтобы не слишком скучковывать буквы. Если у вас возникли проблемы с нехваткой места для текста, то лучше уменьшите шрифт. Да это, возможно, добавит пространства между абзацами, но в этом нет ничего страшного, это даст некоторую передышку при чтении.

Правило 3. Правильное выравнивание

Пожалуйста, не выравнивайте все по центру (если это не специальный дизайнерский ход). Подумайте об использовании сетки. Ведь на странице все взаимосвязано. Используйте направляющие и размещайте согласно им объекты. Не раскидывайте объекты по углам страницы так как будто вы не смогли решить, где их разместить.

Правило 4. Поменьше декоративных шрифтов

У вас есть красивые декоративные шрифты? Замечательно! Но это совсем не означает, что необходимо использовать их для текста абзацев. За декоративными шрифтами, чаще всего стоит, история или они применяются в конкретном случае, например, для заголовка или названия. Часто, чем проще, тем лучше, поэтому такие шрифты как Helvetica так популярны.

Правило 5. Размер имеет значение

Это о размере букв текста;). Заголовки хороши, когда набраны жирным и большим шрифтом, но если вы будете использовать и в основном тексте слишком большие буквы, это удешевит его. Подумай об этом. Вы идете в хороший ресторан и часто бывает, что меню написано мелким шрифтом, это выглядит классно. (Только убедитесь, что шрифт не так мал, чтобы было трудно прочитать). Не бойтесь делать заголовки гораздо больше, чем основной текст.

Правило 6. Следите за читабельностью

Все что вы делаете, делается для того, чтобы это можно было прочесть. Темный текст на темном фоне – это не очень хорошая идея. Еще хуже, помещать мелкий текст над высококонтрастным фото. Помните, что надо избегать размещения текста над чем-либо.

Правило 7. Правильно подбирайте цвета

Какой цвет лучше всего подходит для шрифта? Как правило, верите вы в это или нет, черное или белое часто лучше всего. Если вы используете цвет отличный от разных оттенков серого, снижайте насыщенность. Ярко окрашенный шрифт может быть труден для чтения. Остерегайтесь сложных вибрирующих сочетаний, таких как красный на зеленом.

Правило 8. Подходящая группировка

Связанные части информации лучше объединять вместе. Это позволит сделать дизайн яснее. Например: посмотрите на постер фильма, все данные сгруппированы в привлекательные блоки. Они теперь могут рассматриваться как отдельный элемент дизайна. Примеры плохой группировки – откройте желтые страницы.

Правило 9. Достаточный интерлиньяж

Это расстояние между строками текста. Очень важно правильно подобрать этот интервал. Гораздо более приятно читать, когда есть место для отдыха глаз между строками. Как правило, стараются использовать интерлиньяж, по крайней мере, на 2 пункта больше, чем размер шрифта. Например: для максимального удобства чтения при 10pt для шрифта должны задать хотя бы 12pt.

Правило 10. Следите за кернингом

Кернинг – интервал между отдельными символами слова. Тут важно иметь опыт в определении плохого кернинга, так как часто программы, например, такие как Фотошоп, ошибаются в его расстановке. Это надо будет отрегулировать вручную, но главное не перестараться. Если вам не нравится межсимвольное расстояние, но вы не знаете, как это улучшить, выберите другой шрифт.

Попробуйте применять эти правила, когда работаете со шрифтом. Хорошо продуманные шрифтовые блоки должны хорошо выглядеть и без каких-либо изображений. В лучшем случае, ваша шрифтовая работа укрепляет положительное впечатление от дизайна. Она должна быть привлекательной и легкой для чтения

От автора: приветствую Вас, друзья! Мы продолжаем разбирать тонкости профессионального веб-дизайна, и сегодня на очереди очень актуальная тема - веб-типографика. К сожалению, многие разработчики не знают даже самых основ и правил этого направления. Может, просто не заморачиваются и не хотят на это тратить время, а может, не до конца понимают ее значения. В общем, моя цель: донести до вас, что типографика в веб-дизайне - основа основ, и без нее будет очень трудно двигаться дальше.

Типографика и информационный посыл

Предназначение любого интернет-ресурса - информационный посыл к целевой аудитории. На что посетители вашего сайта будут обращать внимание в первую очередь? Конечно, на текст! (естественно, если его не забивает беспорядочная реклама и множество бестолковых баннеров). От текста, и только от текста, в конечном итоге будет зависеть успех вашего проекта.

Давайте разбираться, на что реально влияет типографика в веб-дизайне.

Во-первых, имидж веб-ресурса. Качественную разработку видно невооруженным глазом, и не надо быть мега-специалистом, чтобы оценить, сколько по времени хочется задержаться на сайте. Кривой нечитаемый текст - первая причина, по которой посетитель покинет вашу ссылку через 10–15 секунд после входа.

Во-вторых, уникальность веб-ресурса. С учетом того, что при сегодняшних темпах прогрессивного развития интернет-пространства, найти абсолютно уникальный контент - задача просто нереальная, ваша задача заключается в уникализации подачи этого контента. В битве конкурирующих сайтов всегда побеждает тот, кто не пренебрегает простыми правилами разработки, а наоборот - эффективно их применяет и извлекает максимум пользы.

Основы типографики в web-дизайне

Шрифты в web-дизайне

Типографика в web дизайне имеет вполне закономерные законы и правила. Начнем со шрифтов. Правильный выбор шрифтов во многом определит концепцию вашей разработки и повлияет на общее восприятие ресурса.

Еще совсем в недавнем прошлом, хотя кому-то о тех временах известно немногое, дизайнеры могли использовать только те шрифты, которые сопровождали операционную систему. Все отличные версии были не чем иным, как изображением или флэшем. Обходные пути были, но доставляли немало заморочек.

Внедрение свойства @font-face CSS просто развязало дизайнерам руки. Прописал ссылку на любой файл шрифта, и вот он уже используется на страницах сайта. Есть в этой теме некоторые недовольства со стороны разработчиков, но и это оказалось вполне решаемой проблемой.

Отмечу, что далеко не все шрифты подходят для грамотного web-дизайна. В основном, из-за их нечитаемости и трудного восприятия с экрана. Некоторые шрифты оказываются слишком тяжелыми и тормозят работу ресурсов - обязательно обращайте на это внимание. Еще добавлю техническую особенность при работе с шрифтами: их отображение в разных браузерах - есть такая проблема обработки файла или даже целого семейства.

Макро- и микротипографика

Как вы наверняка уже поняли из названия этих терминов:

макроуровень - строит общую структуру текста, определяет размещение контента относительно дизайна;

микроуровень - уделяет внимание мельчайшим деталям, пробелам, интервалам, отступам и т. д.

Задача макротипографики глобальная - сделать текстовые блоки живыми, активными, но при этом гармоничными и цельными. У микротипографики задача попроще, но от этого не менее важная, - обеспечить читаемость. В интернете масса примеров удачного и провального решения этих задач.

Построение целостной композиции, в первую очередь, кроется в понимании пространства. Веб-дизайнер обязан видеть картину целиком, но при этом грамотно раскладывать ее на детали. Незначимых элементов тут нет: заголовок, абзац, вертикальные расстояния между элементами, регистры, толщина…

Шрифты для веб-дизайна желательно указывать в относительных единицах (% или «em»), это способствует адаптивности и гибкости контента. Более привычные пиксели «px» имеет смысл использовать для неадаптивных контейнеров, когда при изменении размера экрана двигаются блоки, а шрифт остается стабильным.

Оформление текста

Важный раздел типографики - символьный компьютерный набор. Сюда относятся: расстановка знаков препинания, употребление скобок, дефиса и тире, точки, пробелы и т. д.

Такие ошибки, на первый взгляд, не несут в себе особой угрозы содержанию или уникальности контента, однако, запомните: ни один уважающий себя ресурс не допустит примитивных ошибок в текстах. Помните об имидже, в нем мелочей нет!

Теперь о верстке. Здесь есть свои правила:

Блок с текстом должен ограничиваться 40–50% ширины страницы.

Между абзацами должен быть 1,5 интервал.

Контраст фона и текста должен укладываться в 75–90%.

Комфортный для глаз шрифт - 12–16 px, но даже самый мелкий блок не должен быть меньше 10 px.

Межстрочный интервал выдерживается относительно величины шрифта и измеряется в процентах, в идеале - 140–150% будет достаточно.

Крайне дурным тоном считается выравнивание текста по центру или по ширине. Рваные интервалы между словами, также как и рваные края абзацев снижают восприятие, а чаще всего просто раздражают.

Стили CSS

Стиль CSS - инструмент в работе со шрифтами в веб-дизайне. С освоения стилей CSS начинается любой обучающий курс. Для чего они нужны? Для обобщения всей типографики ресурса! CSS приводит в единое целое станицы и блоки, контролирует любые отклонения от основного курса. Как вы понимаете, одной задумки мало, для ее воплощения вам понадобятся знания и навыки.

В одной крутой статье я как-то прочитал, что веб-дизайн на 95% состоит из типографики. Верить этому или нет, каждый решит для себя сам. Но текст, который нельзя прочитать, это продукт без цели. Мой вам совет, начинайте уделять внимание качеству подачи информации сразу, не затягивайте. На этом у меня все. Подписывайтесь на обновления, и вы не пропустите самое интересное! Пока-пока!

Поправил старую статью о типографике, тем, кто не видел - будет полезно для ознакомления

Типографика - одна из самых важных сторон веб-дизайна, ведь с её помощью передаётся основная информация. К сожалению, очень многие дизайнеры и заказчики боятся смелых экспериментов, выбирая для своих проектов один-два «проверенных» шрифта.

Итак, эта статья посвящена тем, кто потерялся в океане типографики. Мы поговорим об основах типографики, о том, какие бывают шрифты и о структуре шрифтов.

Гарнитуры против шрифтов - в чём разница?

Многие люди используют слова «гарнитура» и «шрифт» как синонимы. На самом деле это не одно и тоже, сейчас я объясню, почему.

Гарнитура - это набор стилистически похожих символов, которые можно писать/печатать. Это цифры, буквы, символы. Шрифт - это более узкое понятие, котрое определяется несколькими факторами, например, размером и стилем. Вобщем, Arial - это гарнитура, а Arial Bold - это шрифт.

Классификация

Шрифты можно разделить на несколько групп - с засечками (serif), без засечек (sans-serif), рукописные (script), акцидентные (display). Впрочем, есть и другие виды классификации.

Шрифты с засечками, Антиква (Serif)

Называются так, потому что на каждой букве есть небольшие засечки. При печати больших блоков текста в веб-дизайне их не рекомендуется использовать, так как они признаны трудночитаемыми. Такие шрифты обычно применяются для заголовков.

У шрифтов с засечками довольно много подтипов - например, Old Style («Старый стиль» - так же их называют humanist, гуманистическая антиква ) - самые первые шрифты этой классификации, они использовались аж в далёких 1400-х гг. Их отличительная черта - что та часть символа, которая расположена под наклоном, делается тонкой. Примеры шрифтов - Adobe Jenson, Centaur, и Goudy Old Style.

Transitional serifs (Переходная антиква) - использовались в 1700-х годах. Сюда входят такие шрифты, как Times New Roman и Baskerville, а так же Caslon, Georgia, и Bookman. У них разница между толстыми и тонкими частями букв более заметна, чем у Old Style, но менее заметна, чем у Modern.

Modern serifs (Антиква нового стиля) - используются уже после 1700-х годов, и имеют сильный контраст между толстыми и тонкими частями символов. Сюда входят такие шрифты, как Didot и Bodoni

И, наконец, Slab serifs (Брусковые шрифты) - вообще имеют одинаковую толщину всех линий, и крупные засечки на концах

Рубленые шрифты, Гротески (Sans Serif)

Рубленые шрифты называются так потому, что у них нет засечек). Они выглядят более современно, к тому же их начали использовать в 18-м веке.

Вот 4 основных вида рубленых шрифтов: Grotesque (Старый гротеск), Neo-grotesque (Новый гротеск), Humanist (Гуманистический), и Geometric (Геометрический).
Старые гротески - самые первые, они похожи на шрифты с засечками, но без засечек.
Например, Franklin Gothic и Akzidenze

Новые гротески имеют упрощённый, по сравнению со старыми гротесками, вид. Очень многие из самых популярных ныне шрифтов это новые гротески, например, MS Sans Serif, Arial, Helvetica и Univers.

Гуманисты - более каллиграфичны, чем все остальные рубленые шрифты (то есть у них изменяется толщина линий). К ним относятся, например, Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande - их часто используют в наполнении тела сайта.

Геометрические основаны на правильных фигурах, например, «О» - это круг, и т.п.; считаются наиболее современными рубленными шрифтами. Примеры - ITC Avant Garde Gothic, Erbar Grotesk, Eurostile, Futura, Kabel, Metro, Neuzeit Grotesk, Rodchenko, Spartan.

Рукописные (Script)

Рукописные шрифты базируются на почерке. Существует две разновидности таких шрифтов - формальные (formal) и кежл (casual). Формальные как будто написаны от руки, они происходят из 17-18 вв. Некоторые шрифты основаны на почерках известных мастеров, таких, как George Snell и George Bickham. Как пример современного шрифты можно взять Kuenstler Script. Красив и элегантен, он не подходит для основного текста страницы.

Кежл-шрифты - это более современный вариант, зародился он в 20в. Он менее формальный, часто с жирной обводкой и с эффектом мазков кисти. К таким шрифтам относятся Mistral и Brush Script.

Акцидентные шрифты (Display)

Под категорию акцидентных попадают те шрифты, которые вообще не пригодны для написания текста. Чаще всего они выполняют роль акцента. Обычно используются в полиграфии, хотя начинают попадать и на интернет-страницы. Среди дисплеев можно найти и, например, blackletter - оригинальные шрифты первых типографских станков.

Неалфавитные шрифты (Dingbats)

Неалфавитные шрифты - это те шрифты, которые вообще не содержат букв, но содержат символы и орнаменты.

Пропорциональные против моноширинных

В пропорциональных шрифтах символ занимает столько места, сколько требует его естественное написание. Например, Times New Roman является пропорциональным шрифтом. А вот у моноширинных шрифтов все символы одной ширины. К таким шрифтам относится, например, Courier New

Настроение

Настроение шрифта очень влияет на то, уместно ли его будет использовать в той или иной ситуации. Довольно часто используются и контрасты - деловой стиль сочетается с неформальным, светлый с драматичным. К примеру, Times New Roman - строгий шрифт, и именно он так часто используется для деловой переписки. А вот, например, Helvetica вообще меняет своё настроение в зависимости от окружающих шрифтов.

Толщина и стиль

По толщине бывают шрифты: light, thin, regular, medium, bold, heavy, или black.

Есть три стиля шрифтов - italic, oblique, и small caps. Small caps обычно используются для заголовков.

Italic и oblique - взаимозаменяемы, хотя это различные стили. Оblique - наклонный вариант обычных шрифтов. Чтобы получить его, достаточно воспользоваться функцией Free Transform-distort в Photoshop. А вот Italic - это уже отдельный набор символов, который отвечает за наклонный вариант написания шрифта.

Структура шрифта

Каждый символ имеет некий набор характеристик, по котором можно определить, как он сочетается с другими шрифтами. Вот основные:

Линия шрифта (baseline) - воображаемая линия, на которой расположен текст. Иногда закруглённые шрифты немного отступают от линии шрифта.

Линия строчных (meanline) обозначает высоту большинства строчных букв, обычно определяется по высоте буквы «х». Отсюда же происходит и понятие x-height.

Верхняя линия прописных (Cap) - высота заглавной буквы «А».

На рисунке выше показано три общие части всех букв.

Основной штрих, Штамб (Stem) - основная вертикаль каждого символа, в том числе и наклонная.

Перекладина (Bar) - горизонтальная часть шрифта

Овал (Bowl) - закруглённая часть шрифта.

Верхний выносной (Ascender) - торчащая вверх часть таких букв, как «d», «h», и «б».

Нижний выносной элемент (Descender) - торчащая вниз часть таких букв, как «p», «q» и «ф»

Засечки - отличительная черта шрифтов с засечками). У одних шрифтов они более ярко выражены, а у других - менее ярко.

Апертура (Aperture) - обозначает зазор у открытх символов, таких, как “A”, “с” или “m”

Ухо (Ear) это декоративное дополнение символа, как, например в букве “g” на примере выше.

Соединительный штрих (Hairline) это тончайшая часть шрифта с засечками.

Перекладина (Crossbar) - горизонтальная линия, как, например, в символах “A” и “H”.

Капля (Terminal) - круглое или овальное (каплевидное) окончание штриха в рисунке некоторых знаков шрифта.

Петля (Loop) бывает только на некоторых буквах “g” нижнего регистра, и может быть целиком закрыта или частично закрыта.

Шип (Spur) - крошечная зазубринка на некоторых буквах, например, на “G”.

Присоединение (Link) соединяет верхнюю и нижнюю часть буквы “g”.

Спина (Spine) - центральная кривая, которая есть у буквы “s”.

Хвост буквы (Tail) - декоративная линия, например, на букве “R” или “Q”.

Концевой элемент (Terminal, Finial) - окончание штриха без засечки

Заплечико (Shoulder) - закруглённая линия, которая отходит от основного штриха. (честно говоря, на многих российских сайтах дают совсем другое определение этого понятия, )