Создание рисованных мультфильмов. Создание анимации. Создание мультфильмов на телефоне Андроид

Как делают мультфильмы?

Принято считать, что мультфильм – развлечение для детей. Однако, красивые мультипликационные истории любят не только малыши, но и взрослые. Сегодня мультипликация перестала быть просто забавой. Это настоящее искусство и сложный технический процесс. Хотите узнать, как делают мультфильмы? Давайте заглянем туда, где оживаю неодушевленные картинки, и учатся говорить пластилиновые персонажи – в мастерскую художника-аниматора.

Как все начиналось

Мало кто знает, что мультипликация появилась даже раньше кинематографа. Отцом-основателем мультфильмов принято считать Эмиля Рейно. Он в 1877 году представил публике первую движущуюся ленту, на которой последовательно сменяли друг друга рисованные картинки. Однако, и до него были попытки оживить картинки. Еще в XV веке в Европе были распространены книги, которое при быстром перелистывании создавали иллюзию движений персонажей. Собственно именно на этом и построен сам принцип мультипликации.

Создать простейший мультфильм в силах любой из нас. Берем блокнот, рисуем на каждой его странице одного и того же персонажа в разных позах, имитирующих последовательность движений, затем быстро перелистываем страницы. Наш глаз воспринимает это как единый видеоряд.

Кстати, изначально мультипликация была взрослым развлечением. Делать детские мультфильмы начали только в XX веке.

Какие бывают мультфильмы

Рисованные

Самый популярный вид мультипликации по сей день – рисованная. Меняются только технические приспособления. Если раньше мультики рисовались от руки, то теперь это делается на компьютере. Принцип того, как делают рисованные мультфильмы, остался неизменным.

Сначала пишется подробный сценарий. Затем отрисовываются все персонажи. Каждый рисунок представляет собой элемент движения персонажа, отдельную его позу. Таких рисунков может быть тысячи. После рисунки либо фотографируются по одному и сводятся в единый видео ряд с 24 кадрами в секунду, либо с помощью специальных программ то же самое делается на компьютере.

3D мультфильмы

Компьютерная анимация это самое перспективное направление на сегодняшний день. В ней особо выделяются 3D мультфильмы. Они позволяют делать изображение объемным. Это очень дорогая технология, но именно 3D мультфильмы сегодня собирают полные залы в кинотеатрах.

Как делают 3D мультфильмы? Конечно же, здесь на помощь человеку приходят современные технологии. Картинка создается с помощью особых компьютерных программ, например, Maya или Z-Brush. Сначала прорисовывается «скелет» персонажа со всеми мышцами и сухожилиями. Каждая их них, как в настоящем человеческом теле, отвечает за то или иное действие. То есть при повороте головы, мы будем видеть движение шейных мышц, а при сгибе руки будет напрягаться бицепс. Особое внимание уделяется лицу, мышцам, отвечающим за мимику.

Затем на скелет натягивается текстура. Причем это не только цвет кожи и одежды. Важно проработать каждую морщинку и складочку, все светотени и прочее, чтобы персонаж выглядел живым. Так же подробно прорабатывается фон. Все должно быть максимально правдоподобным и реалистичным. Чтобы не прорисовывать каждую травинку, у мультипликаторов есть специальные модули, которые «рассаживают» растительность в кадре так, как она растет в действительности.

Затем начинается монтаж. Обычно аниматор создает 4 секунды мультика в неделю - настолько это кропотливый процесс! Чтобы успеть вовремя, над мультфильмом обычно работают десятки аниматоров.

Теперь, когда будете смотреть очередного «Шрека» в 3D, вспомните, как делают мультфильмы. Видео длиной в 90 минут – труд сотен человек и плод долгих многомесячных трудов.

Пластилиновые мультики

Любимые с детства пластилиновые мультфильмы делаются немногим проще. Но тут на компьютер на помощь не призовешь, разве что на стадии монтажа. Все фигурки во всех их действиях лепятся вручную.

В профессиональных студиях фигурки делают из особого пластилина, который не плавится под лампами. Затем их укладывают на специальную поверхность чистого цвета (синего, зеленого) – хромокей. Фигурки снимаются на цифровую камеру. Затем так же снимается фон. А уже на компьютере фон и фигурки соединяются. Это называется методом перекладки. Сейчас он наиболее распространен.

Создать свой пластилиновый мультик можно и дома с помощью фотоаппарата. Сейчас в интернете есть много мастер-классов, посвященных тому, как делать пластилиновые мультфильмы. Причем для этого не надо располагать профессиональным набором инструментов. Достаточно цифровой «мыльницы», пластилина, талантливых рук и простенькой программы для обработки видео.

Вы уже давно не ребенок и даже не подросток, а вполне себе взрослый и Или не серьезный...? Впрочем, это не столь важно - главное, вы все еще любите мультики, приходите в восторг от красивой и качественной прорисовки, смеетесь над забавной озвучкой персонажей и при просмотре на какое-то время выпадаете из действительности, погружаясь в яркий мультипликационный мир. В этом есть своя прелесть - всю жизнь оставаться чуть-чуть ребенком. Как знать, возможно, это увлечение перерастет в нечто большее, чем просто любовь к мультфильмам. Наверняка вы хотя бы раз задумывались над тем, как создаются эти красочные истории и какая работа была проведена прежде, чем готовое видео попало на экран вашего монитора. Что ж, сегодня возможность самому стать художником-режиссером появилась не только у профессионалов этого дела, но и у обычных людей. И сейчас мы расскажем, на компьютере, не имея специального образования, но обладая огромным желанием. Вперед!

О том, как все начиналось

Сегодня для того, чтобы сделать мультик, используются обширные компьютерные технологии, позволяющие создавать настоящие шедевры мультипликации. Раньше все было по-другому. История создания мультиков началась задолго до изобретения кинематографа. Примитивная мультипликация появилась еще в начале XIX века. Для того чтобы привести изображения в движение, использовались ленты с рисунками и вращающиеся диски, зеркала и прочее. В 1914 году американский аниматор и карикатурист Маккей задумался о том, как сделать мультфильм, который бы поднял анимацию на качественно новый уровень. Именно тогда и фоновщика была разделена. Маккей создал первого настоящего мультипликационного героя с характерными чертами и качествами - это был динозавр Герти. Помощник художника занимался прорисовкой фона для каждого кадра.

С изобретением кинематографа мультипликация заняла в нем прочное место. Для создания мультфильмов использовались специальные киносъемочные аппараты и мультстанки. До 1928 года мультики были немыми и черно-белыми. Прорыв же в этом виде искусства сделал Уолт Дисней, снявший первый озвученный мультфильм - "Пароход Вилли". Сегодня технологии настолько продвинулись вперед, что каждый желающий может научиться тому, как создавать мультики на компьютере.

Прежде чем приступить непосредственно к технической части процесса, необходимо провести немалую творческую работу. Если мы создаем мультики сами от начала и до конца, нужно обязательно составить себе план, который будет включать описанные ниже этапы.

Придумывание идеи мультика

Поиск и выбор идеи мультфильма - это, казалось бы, легкая, но на самом деле очень важная часть. Уже на данном этапе желательно определиться с тем, какова будет продолжительность вашего мультфильма - будет это короткая анимационная зарисовка для показа в Интернете или же полноценный мультик продолжительностью от часа и более. А возможно, это будет несколько серий одной истории? Зная длину мультфильма, будет проще определиться с его сюжетом.

Кроме того, решите, какой будет ваша целевая аудитория - малыши, подростки или же взрослые. Подумайте, какую идею вы хотите донести до зрителя. Основывайтесь на собственном опыте и пережитых событиях, эмоциях. Это поможет вам лучше раскрыть тему и зацепить аудиторию.

Работа со сценарием

После того как с темой и основной идеей вы определились, приступайте к написанию сценария. Тщательно продумайте образ главного героя - его характер, манеру общения и особенности поведения. Он должен быть обаятельным и вызывать симпатию (или антипатию - в зависимости от сюжета и преследуемых целей) у зрителя.

Если в мультике планируются диалоги, то аккуратно запишите их, помечая важные моменты, которые должны сопровождать каждую реплику. Длинный мультфильм лучше разделить на смысловые части, чтобы упростить работу.

Прорисовывайте каждый кадр на новой карточке, чтобы при необходимости их можно было заменять или менять местами. Изобразите основные изменения поз и движений героев. Эти базовые элементы необходимы для раскадровки.

Выбор способа рисования мультфильма

Технический этап работы с сюжетом, а именно - его рисование, можно реализовать различными способами: кто-то предпочитает делать это вручную, а кто-то использует разнообразные компьютерные программы. Вы можете остановить свой выбор на том варианте, который кажется вам наиболее удобным и интересным. Однако не стоит задумываться над тем, как создать мультик в Paint, например. На сегодняшний день существует огромное количество более современных и функциональных программ. Они позволяют сделать мультфильм бесплатно, но при этом на гораздо более качественном уровне.

Если вы новичок в мультипликационном деле, то наиболее подходящим решением для вас будет один из инструментов Adobe. Это всем известный Photoshop, а также Flash или After Light. Они позволяют реализовать различные этапы процесса создания мультика - от прорисовки персонажей и фоновых элементов до приведения их в движение (анимации).

Создание мультика с помощью инструментов Adobe

В рабочем пространстве Adobe имеются окна кадров, в которых будет создаваться ваша история. Также имеется возможность размещения каждого отдельного объекта на новом слое и панель, позволяющая менять характеристики слоев во временном пространстве - Time Line (включается в меню Windows/Animation). Для того чтобы разобраться во всех основных функциях, вам понадобится не так уж много времени - при серьезном подходе около недели-двух.

Простые шаги в анимации

Допустим, вы и разместили его в начале временной оси (расположена по горизонтали). Теперь рядом с параметрами его позиции установите Key Frame (ключевой кадр). Далее по оси расположите еще один ключевой кадр (например, через одну секунду), но измените его координаты (например, слегка поднимите вверх). Затем сделайте третий кадр еще через одну секунду и передвиньте его на первый слой. Таким образом, зациклив воспроизведение, вы добьетесь того, что герой придет в движение - начнет подпрыгивать и вновь возвращаться на место. Чем больше различных вариантов изменения поз героя (по оси времени) вы сделаете, тем более плавным и естественным будет его движение. Так, шаг за шагом, ваш мультик начнет оживать.

Благодаря цифровой реализации вы можете сделать наглядную раскадровку, расположив каждый кадр на оси TimeLine. При этом важно помнить, что при обычном видеоизображении в секунду показывается каждый из которых наполнен движением. Это позволяет создать эффект естественности изменения поз, мимики и других моментов во времени.

О раскадровке вручную и с помощью компьютера

При классическом способе, то есть когда каждый кадр рисуется от руки, раскадровка занимает всю стену в рабочем кабинете художника-мультипликатора. Каждый кадр изображается на отдельном листе или карточке. Это позволяет распланировать всю последовательность сцен-событий, а также определить варианты их разномасштабного показа (когда это крупный план, а когда общий и т. п.). В этом плане ручная раскадровка проигрывает цифровой реализации, так как создавать мультики на компьютере гораздо удобнее (а вся сделанная раскадровка помещается на экране вашего монитора).

После того как основные кадры размещены на временной оси, вы продолжаете работу над ними, но более тонкую, уделяя внимание деталям. Это и едва заметные жесты, выражения лиц и малейшие изменения позы, и складки на одежде, и другие нюансы, которыми, тем не менее, нельзя пренебрегать.

Переходим к фону

Не забудьте и о фоновом изображении. Будет ли оно статичным или с элементами анимации, как во времени будут изменяться цвета и объекты на фоне основного действия - все это нужно продумать, а затем постепенно реализовывать, используя множественные слои и функции TimeLine/Frame. В программах Adobe имеются различные инструменты, которые помогут вам поработать над фоновым изображением - баланс цветов, резкость, прозрачность и др.

И только тогда, когда все персонажи и объекты на отдельных слоях будут размещены на таймлайне, можно переходить к присоединению фона.

Звуки в мультфильме: фоновый шум и озвучивание

Завершающим этапом создания мультфильма является его озвучка и наложение соответствующих шумов. Это не менее важная часть работы, которой нужно уделить особое внимание. Вы можете записать голоса персонажей, воспользовавшись микрофоном - при этом следите, чтобы движения рта героев совпадали с речью.

Кстати, шумы вы также можете реализовать и записать самостоятельно. Например, для создания звука кипящей воды наберите в стакан жидкость, опустите туда трубочку и подуйте в нее. Или же звук костра - его поможет воссоздать обычный целофановый пакет, который нужно лишь помять в руках. Эти идеи подскажут вам, более интересным и креативным.

Работа над мультиком заканчивается наложением звукового изображения на анимационный ряд. Существует множество бесплатных, но хороших программ, позволяющих это сделать. Теперь ваше творение готово для представления первым зрителям и критикам.

Двигайтесь от малого к большому и сложному

Безусловно, существуют и другие способы того, как создавать мультики на компьютере. В частности, различные программы для 3D анимации (например, 3D Studio Max). Однако для новичков освоить их будет намного сложнее и времени это займет больше. Лучше всего начинать именно с формата 2D и таких программ, как Adobe Flash и After Light, а затем переходить на более сложные инструменты, дающие больше возможности для творческой и технической реализации.

Делаем мультфильмы на Андроид

Сегодня появились средства, делающие возможным создание мультиков на Андроид-платформе. Естественно, они получаются более простыми как по технологии воспроизведения, так и по рисовке. Но в качестве хобби могут быть довольно интересны. Для этого разработано множество простых в освоении программ, таких как Animating Touch или Stick Fighter. С их помощью вы сможете создавать веселые и незамысловатые сюжеты.

). Ведь это настоящая магия: картинки двигаются, разговаривают, танцуют и поют. Кажется, что такое волшебство не подвластно обычному человеку. На самом деле создание мультфильма хоть и кропотливый процесс, но не такой уж и сложный. Вы с ребенком вполне можете создать свой мультик самостоятельно.

Для создания мультфильма нужно не так много: свободное время, фантазия и желание. А остальное можно найти под рукой или в Интернете. Редакция сайт делится с вами самыми простыми способами создать свой анимационный шедевр на пару с малышом. Для наглядности и вдохновения мы дополнили статью видео примерами, сделанными семьями в разных уголках мира.

Мультфильмы в технике стоп-моушн

Самый простой и популярный способ создания мультфильма - это техника стоп-моушн. Вы ставите игрушки (пластилиновые фигурки, вырезанных из бумаги героев, человечков LEGO) в определенную позицию и фотографируете. Потом чуть-чуть меняете положение фигуры и делаете новый кадр. И так формируете свой сюжет. Лучше всего фотографировать со штативом, но, если его нет - просто постарайтесь не менять угол съемки.

Далее эти кадры нужно смонтировать в одной из компьютерных программ, в Интернете их очень много (Pinnacle Studio 18, Киностудия Windows, Movavi и т. д). Помните, что каждое простое движение, вроде поднятия руки - это минимум 2−3 кадра, иначе при склейке ваш мультфильм станет слишком резким и прыгающим.

Источник: Stas1308

После этого на видео можно наложить звуки, музыку или речь. Тут вам снова понадобится специальная программа, если редактор монтажа таких возможностей не предоставляет. Все эти программы действуют по одному и тому же принципу. Вы читаете текст в микрофон, потом загружаете его в видео и ставите в нужное вам место, когда ваш персонаж начинает говорить. Озвучивать можно не все целиком, а отдельными фразами, также звуки можно накладывать друг на друга, чтобы в мультфильме была и песенка, и ваши слова.

Есть даже специальные игровые наборы, которые помогают детям создавать такие мультфильмы. Сейчас особенно популярна линейка Stikbot, которая попала на 5-ое место по версии Toy.Ru. Там задача облегчена с помощью подвижных человечков из пластика и специального зеленого фона, который потом легко заменить на любой другой пейзаж.

Нарисованный мультфильм на компьютере и телефоне

Если делать по 100 кадров, как человечек машет рукой, вам не хочется, то можно воспользоваться компьютером и нарисовать мультфильм там. Программ для этого существует огромное множество (Animator, Wick, Hippo Animator, Algodoo и другие).

В одной из этих программ, например, вы можете сделать ролик того, как вы рисуете в ускоренной съемке. То есть у вас запечалится весь процесс создания рисунка. Но это все-таки не совсем мультфильм. В основном редакторы предлагают следующее: вы рисуете отдельные кадры, а потом программа сама склеивает их. Вам нужно только добавить звук. А можно и не рисовать ничего, взять готовые модели из библиотеки и просто двигать их мышкой по экрану. Примерно так на YouTube появляются многочисленные видео для детей.

Рисовать свой мультфильм можно онлайн на Google-диске, причем делать это не только в одиночку, но и большой компанией, просто расширив доступ до нужного количества детей. Вместе - веселее. А можно вообще не использовать Интернет: рисовать в Paint, а склеивать в Windows Movie Maker.

Источник: Duderocks5539

На мобильных устройствах тоже полно приложений для создания мультипликации, мы даже делали . Самое простое - взять готовых персонажей и двигать их по экрану, чуть сложнее - рисовать персонажей самим и с помощью направляющих линий изменять их положение. Правда, вариантов с озвучкой тут маловато. Обычно редакторы предлагают наложить на видео какую-то мелодию или самые простые звуки из собственной библиотеки.

Для тех, кто хочет что-то посерьезней

А если эти методы кажутся вам слишком простыми, скучными и вы уже все перепробовали, можно начать эксперименты с более сложными техниками. Например, создавать свою картину из песка или других сыпучих материалов. Правда, и оборудования такая съемка требует больше - вам нужен специальный стол, песок и правильное освещение.

Рисовать тут придется не карандашами, а руками. Конечно, это сложнее, зато какой результат! Песочные картины, даже сделанные детьми, выходят очень плавными, текучими и волшебными. А съемка проходит в том же режиме стоп-моушн.

Создание мультфильма может быть долгим и сложным процессом. Но если вы горите желанием увидеть свои собственные мультипликационные истории на экране, конечный результат будет стоить проделанной работы. Вот, что вам необходимо сделать, если хотите самостоятельно создать мультфильм.

Шаги

Часть 1

Поиск идеи
  1. Учтите свои ресурсы. Возможно, у вас ограниченное воображение, а бюджет и талант безграничны, или наоборот. Когда вы будете обдумывать новую идею для мультфильма, учитывайте, сколько вы сможете вложить в этот процесс, и на что хватит ваших творческих способностей.

    • Если вы в этом деле новичок, вам, возможно, захочется держаться подальше от сюжетов, которые требуют создания сложных анимационных сцен, например, масштабных битв или сложной техники. Перед тем как браться за проект такого масштаба, отточите свои навыки анимации и наберитесь опыта.
    • Также не забывайте, что в зависимости от сложности вашего мультфильма вам понадобится разное оборудование. Для пластилинового мультфильма с более чем 20-25 персонажами и 4 декорациями нужно будет больше материалов и устройств, чем для мультфильма на целлулоидной пленке с одним эпизодом. Если у вас весьма ограниченный бюджет, остановите свой выбор на коротком и простом мультфильме.
  2. Подумайте о продолжительности мультфильма. В зависимости от целевого рынка, она может отличаться. Если вы в начале определитесь с длиной мультика, вам легче будет придумать сюжет, который впишется в эти рамки.

    • Если вы хотите создать мультфильм, который может стать мультсериалом, он должен длиться либо 11, либо 20-25 минут.
    • Мультипликационные фильмы могут длиться от 60 до 120 минут.
    • Если все, что вы хотите создать – это один мультик (не сериал) для интернета, вы можете сделать его на 1-5 минут. Если он будет дольше, это может оттолкнуть зрителей от просмотра.
  3. Определитесь с целевой аудиторией. Несмотря на то, что чаще всего мультфильмы создаются для детей, есть много картин для подростков и взрослых. Вы должны руководствоваться особенностями возрастной группы и другими демографическими характеристиками в процессе создания мультфильма.

    • Например, трагичный мультфильм (скажем, о смерти любимого человека) более подойдет для немного старшей аудитории. Если ваш мультфильм предназначен для младшего поколения, вам лучше выбрать тему немного проще для понимания, более конкретную.
  4. Основывайтесь на пережитом опыте. Иначе говоря, пишите о том, что знаете. Многие автора пишут рассказы, основанные на событиях, чувствах или отношениях, которые они когда-то пережили. Составьте список случившихся с вами вещей, которые могли б быть основой для вашего мультфильма.

    • Если вы хотите создать мультфильм с серьезной идеей, вспомните события, которые сделали вас сильнее и закаленнее: безответная любовь, потеря друга, самоотдача ради достижения невозможного и так далее.
    • Если вы хотите создать более юмористический мультфильм, возьмите за основу повседневную ситуацию, например, ожидание в пробке или чувство, что вот-вот должно прийти электронное письмо. Приукрасьте ситуацию и в комической форме передайте ее сложность.
    • Вы также можете использовать готовый юмористический сюжет, чтобы создать легкий мультик.
  5. Включите свое воображение. Разумеется, существует много сюжетов, не связанных с реальными моментами жизни. Вы можете использовать свои интересы и воображение, чтобы создать абсолютно новое окружение. В этом случае вам нужно включить достаточно деталей, которые имеют отношение к зрителям, чтобы они могли понимать действия персонажей и сюжет в целом.

    • К деталям, имеющим отношения к зрителям, относятся темы, которые затрагивают всех. Например, большинство людей может задевать тема взросления, не важно, разворачивается сюжет в реальном современном мире, в окружении космического будущего или в мире героев фэнтези.
  6. Создайте обаятельного главного героя. Составьте список черт характера, которые вы хотели б увидеть в главном персонаже. Напишите как позитивные, так и негативные черты, чтобы герой не был слишком идеальным.

    • Это важный этап. Не важно, насколько простым или сложным будет ваш мультфильм. Если в более длинной и серьезной картине персонажу нужно будет больше развиваться, в коротком юмористическом мультике необходим герой с ясной целью и четкими чертами характера, которые позволяют ему своеобразно реагировать на конфликт.
  7. Попробуйте себя в мультипликации с использованием целлулоидной пленки. Это традиционный метод создания мультфильмов. Вам нужно будет вручную рисовать каждый кадр на кусочке целлулоидной пленки и затем их фотографировать с помощью специального фотоаппарата.

    • Целлулоидная анимация руководствуется практически тем же принципом, что и кинеограф. Делается серия рисунков, и каждый из них немного отличается от предыдущего. Если их быстро показывать друг за другом, различия между ними создают иллюзию движения.
    • Каждое изображение рисуется и разукрашивается на прозрачной целлулоидной пленке.
    • Используйте свой фотоаппарат, чтобы фотографировать эти рисунки и редактировать их с помощью программы для редактирования анимации.
  8. Попробуйте себя в кукольной анимации. Это другой традиционный тип мультипликации, но он реже используется, чем целлулоидная анимация. Пластилиновая мультипликация – самая распространенная форма кукольной анимации, но существуют и другие типы кукол, которые вы можете использовать для создания такого мультфильма.

    • Вы можете использовать теневые или бумажные куклы, песочную анимацию или что-либо другое, что может менять положение.
    • Каждое движение должно быть незначительное. Всегда фотографируйте после того, как сделали новое движение.
    • Редактируйте изображения, просматривая их вместе, быстро чередуя одно за другим. Когда вы наблюдаете за ними таким образом, вы заметите вещи, которые нужно исправить.

Процесс создания анимации шаг за шагом - вот что мы хотели рассмотреть в этой статье. Уже готовые вы можете посмотреть на сайте студии. А здесь поговорим о процессе. Прочитав этот текст, Вы сможете понять, как обычно проходит работа в этой области, кто участвует в процессе (кратко рассказывается о работе копирайтеров, сценариста, художников, аниматоров, дикторов, звукорежиссера), и получить первоначальное представление с чего можно начать процесс обучения анимации.



Работу лучше разделить на несколько основных этапов и двигаться шаг за шагом, нужна ясность в процессе работы создания анимации.

СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА
Статья

Как создать мультфильм

Нас часто спрашивают, как мы создаем наши мультфильмы? В этой статье мы попробуем кратко но наглядно рассказать, как выглядит этот процесс в студии анимации Тундра. Многое зависит от того, зачем Вам нужен мультфильм.

Если Вы хотите заказать анимационный ролик для своей компании, то, конечно, нужно обращаться к профессионалам. Если мультик в подарок своим знакомым или родственникам, тут можно делать что-то попроще, но лучше тоже делать все как надо. Это дело небыстрое и требующее профессионализма всех участников процесса.

Если Вы хотите сами научиться делать мультики или как-то связать свою работу с мультфильмами, то этот текст поможет понять, как примерно все это делается и кто в этом процессе участвует.

Этапы создания

Работу лучше разделить на несколько основных этапов. Удобнее разделить работу на части и последовательно продвигаться шаг за шагом, особенно, если вы делаете мультфильм не в свое удовольствие, а для кого-то и нужна ясность в процессе работы создания анимации.

1. Написание сценария мультфильма

На этом этапе копирайтером разрабатывается общая концепция, идея мультфильма. Часто заказчик, обращаясь в студию анимации, уже имеет какое-то представление, что ему хочется видеть в мультфильме. Иногда даже бывает, что сценарий уже полностью разработан.

Если этого нет, то составляется бриф (что-то вроде опросника), в котором перечислены основные вопросы, на которые предлагается ответить. Обычно, это вопросы о целях, какие преследует заказчик, о целевой группе, на которую он ориентируется в создании мультфильма, о продолжительности мультфильма, предпочтениях в стилистике, озвучке и т.п.

После заполнения такого брифа ситуация сильно проясняется и можно переходить к созданию сценария мультфильма. Имея заполненный бриф сценарист предлагает заказчику, обычно, несколько разных идей сценария на выбор. Выбранный вариант дорабатывается в полноценный сценарий.

После утверждения сценария можно начинать разработку персонажей.

2. Разработка персонажей

К разработке персонажей, обычно, приступают, когда уже известны основные задачи мультфильма, целевая группа и предпочтения по стилистике. По сценарию художник иллюстратор или, так называемый, концепт артист разрабатывает образ каждого из героев мультфильма. Иногда отдельным этапом еще до прорисовки персонажей разрабатывается описание характера каждого из персонажей - такой портрет каждого из героев в текстовой форме. Делается это для того, чтобы художник при разработке визуального образа уже четко представлял себе характер персонажа.

Сначала, как правило, художник делает какие-то черновые скетчи, простые зарисовки карандашом или на планшете. На этом этапе не важен ни цвет, ни четкость прорисовки. Главное сначала найти подходящий образ. Создается 1-3 разных вариантов образа персонажа. Если ничего не понравилось, то можно сделать дополнительные варианты.


После утверждения наброска следующим этапом идет уже его чистовая доработка и окончательная прорисовка в цвете и векторе (в случае если это флеш мультфильм).


Так происходит с каждым из персонажей. Когда все персонажи разработаны и утверждены, можно смело приступать к раскадровке.

3. Раскадровка

Нужно заметить, что раскадровка, вообще, является необязательным этапом. Раскадровка помогает понять еще до начала создания анимации, как примерно будет выглядеть мультфильм. Поэтому если есть какие-то особенные пожелания или опасения на этот счет, то раскадровка для мультфильма может быть полезна.

Суть раскадровки проста - это отрисовка основных сцен мультфильма в статике. Из раскадровки можно понять как будут выглядеть сцены в мультфильме, их последовательность, продолжительность (если раскадровка с таймкодом), расположение основных предметов на фоне и, также, расположение персонажей относительно фона.



пример раскадровки для мультфильма


Раскадровка может быть черно-белой в виде скетча карандашом, может быть и цветной в растре или в векторе. Детализация и прорисовка тоже может быть разной - всё зависит от сложности мультфильма и задач.

Обычно, раскадровки достаточно для понимания, как будет все выглядеть в мультфильме. После того, как раскадровка готова, чаще всего, можно приступать к созданию анимации. Но в некоторых случаях (когда нужна 100% уверенность, что все будет в мультфильме именно так, как хотелось бы) требуется еще один промежуточный этап - аниматик.

4. Аниматик

Аниматик - это анимированная раскадровка. Это уже не статичные картинки, но еще и не мультфильм - нечто среднее между ними. Аниматик, обычно, создается четко по раскадровке и по времени мультфильма (если мультфильм на 30 секунд, то и аниматик делается ровно на 30 секунд, чтобы можно было понять продолжительность каждой сцены, прежде, чем ее сменит следующая).


Пример создания аниматика

Наиболее важные моменты могут быть уже анимированы в аниматике (полностью или условно). Что-то может быть схематически показано стрелками, вставлены какие-то дополнительные поясняющие кадры, что-то подписано текстом и т.д. Аниматик не обязан быть чистовым. Его функция - сделать более понятным материал из раскадровки.

5. Создание мультфильма

Аниматик готов и утвержден. Теперь можно заниматься созданием мультика. Все необходимое для этого у аниматора уже есть. Параллельно с анимацией художник-фоновщик может заниматься фонами. Также, для полноценного мультфильма, обычно, требуется озвучивание анимации.

Озвучивание может быть разного уровня сложности и состоять из следующих составляющих: дикторская начитка или работа актеров, озвучивание событий в мультфильме, наложение музыки, написание стихов, песни, оригинальной музыки, сведение всего материала.

Но вернемся к анимации. У каждого аниматора есть своя схема работы, которая ему нравится больше, и к которой он привык. Чаще всего, сначала по аниматику аниматор делает отрисовку основных локаций персонажей. После этого уже идет анимирование промежуточных кадров между этими локациями и все остальное.

Основные принципы мультипликации

В классической анимации (мультипликации) мультфильм создается из последовательности статичных картинок (кадров). Частота кадров может быть разная (чаще всего, это от 12 до 30 кадров в секунду). То есть за секунду просматривается 12-30 кадров, каждый из которых немного отличается от предыдущего. За счет этого создается видимость движения.

Чем больше кадров в секунду, тем более плавное движение, чем меньше, тем более прерывистое. Для флеш мультфильмов в интернете, чаще всего, используется 12-18 кадров в секунду - это связано с тем, что делать 24-30 кадров в секунду в 2 раза дольше, чем 12-15. Для ТВ стандарт Pal 24-25 кадров для NTSC 30 кадров в секунду. Но, конечно, лучше и для интернета делать те же 24-25 кадров в секунду - такая анимация выглядит более плавно и красиво.

Нужно сказать, что мультфильмы для интернета - это, обычно, флеш мультфильмы. Эта программа анимации ориентирована именно на интернет и имеет ряд особенностей, которые позволяют упростить работу над мультфильмом и уменьшить размер конечного файла.

Размер файла мультфильма был очень важен несколько лет назад, когда все сидели еще на модемах и о повсеместном использовании онлайн видео не могло быть и речи - слишком медленно все грузилось. Тогда формат swf был незаменим для мультфильма. Однако сейчас ситуация сильно изменилась - интернет стал быстрым и недорогим, и мультфильмы, чаще, уже переводят в видео формат.


На видео анимация в программе Флеш


Что касается оптимизации труда аниматора, флеш предлагает, тоже, интересные решения. Классическая покадровая анимация очень трудоемка и для интернета это совершенно нерентабельно, как правило. На флеше можно делать анимацию как покадрово, так и перекладкой (с помощью motion tweening), также, в последних версиях программы добавлена возможность создания анимации по скелету, ну и, само собой, использование символов (анимационные куски могут быть зациклены и использованы по многу раз где нужно). Все это существенно помогает сократить время и сделать анимацию быстрее. Безусловно, анимация по скелету, перекладкой или покадрово будет в каждом из этих случаев выглядеть по-разному. Разумнее всего сочетать эти возможности, добиваясь оптимального результата.

Постпродакшн, компоузинг для мультфильмов

Постпродакшн и компоузинг для мультфильмов - это работа, которая может проводиться уже после того, как мультфильм готов. Это является необязательным этапом (флеш мультфильмы, обычно, делаются без него). Однако, этот этап нельзя недооценивать, если речь идет об использовании красивых растровых картинок в мультфильме, интересных красочных эффектов, создании мультфильма для ТВ. Анимация может быть в смешанной технике. К примеру, может быть видео людей снятое с хромакеем (на зеленом фоне, который в последствии удаляется при компоузинге). Скажем, какие-то люди танцуют на этом видео. Можно сделать анимированные фоны и поместить туда этих танцующих людей, то есть они будут танцевать уже в такой мультяшной стране. Или, наоборот, фотографии или видео могут быть использованы как фон, а сверху могут быть наложены анимированные персонажи.

Можно, например, снять на видео какой-то ресторан, а потом сделать анимированного повара, который ходит по ресторану и рассказывает, как всё в нем устроено. С помощью компоузинга можно достичь красивого органичного совмещения анимации с фонами, сделать цветокоррекцию и т.п. Все это позволяет сделать мультфильм максимально привлекательным и законченным.

Нужно сказать, что мультфильмы для интернета - это, обычно, флеш мультфильмы. Эта программа анимации ориентирована именно на интернет и имеет ряд особенностей, которые позволяют упростить работу над мультфильмом и уменьшить размер конечного файла
Программы для анимации

Существует множество программ для работы с анимацией. Есть разные техники и анимации и разные варианты программ позволяющие создавать мультфильмы в тех или иных техниках.




Самые популярные из них: Adobe Flash, Toonz, Toon Boom Studio, Adobe After Effects, Anime Studio. Есть и многие другие, но ограничимся в этой статье этими.

Flash стал лидером в создании анимации для интернета за счет своих гибких возможностей. Toon Boom Studio можно назвать аналогом, имеющим свои особенности, конечно, и без таких возможностей программирования, как у флеша.

Toonz больше подходит для покадровой анимации. After Effects - очень мощная программа для создания эффектов, теледизайна, компоузинга, также, в ней можно делать анимацию с растровой перекладкой. Anime Studio интересна своей простотой, возможностью анимации по скелету и качественным рендером растра.



В общем, все зависит от задач и предпочтений. Есть еще программы для 3d анимации, пластилиновой анимации и т.п. Но это уже отдельный разговор.

Посмотрите мультфильмы нашей студии здесь: