Цифровая грамотность и базовые компетенции. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков Индивидуализация образовательной траектории

Стремительный рост количества цифровых ресурсов и устройств за прошедшее десятилетие практически сформировал ландшафт новой эпохи – эпохи цифровых устройств, ресурсов и услуг, с одной стороны, и развертывания глобальной информационной медиа среды – с другой. При этом отмечается рост влияния глобальной медиа среды на человечество как системы трансляции, передачи, накопления, создания и распространения знаний в информационном обществе.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг.

Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков:

компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров,

ИКТ грамотность включает коммуникационную составляющую как набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и распределяются через Интернет, и информационную составляющую, которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) на основе международного опыта сформулировала «индикаторы развития информационного общества», определяя цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. В мае 2007 г. были утверждены 16 ключевых индикаторов для мониторинга процесса достижения задач в области образования в условиях формирования информационного общества. Многие из них имеют прямое отношение к цифровой грамотности: навыки в области ИКТ, гражданские навыки, навыки в области самообразования, участие взрослых в непрерывном обучении на протяжении жизни. Высокая ценность этих ключевых навыков, несомненно, требует непрерывного развития цифровой грамотности граждан. Существуют и другие индикаторы, включающие навыки в области ИКТ. Например, международная образовательная мобильность студентов вузов становится возможной благодаря возможности продолжать обучение в удаленном режиме. Профессиональное развитие преподавателей и учителей является еще одним ключевым индикатором, который достигается за счет использования электронного обучения, дистанционных курсов, формирующих новые методические навыки, впоследствии применяемые в педагогической практике. Эти примеры показывают важность цифровой грамотности для достижения целей информационного общества. Цифровая грамотность – важный жизненный навык, влияющий на все области современной жизни и профессиональной деятельности.

Для семи из шестнадцати индикаторов развития информационного общества центральную роль играет именно цифровая грамотность. В прошлом веке сдвиг от производства товаров к предоставлению услуг привел к построению экономики, основанной на информации и знаниях. Компьютеры заменяют работников в выполнении рутинных физических и умственных задач, но они же дополняют творческий, исследовательский, интеллектуальный труд. Современные организации и компании столкнулись с проблемой реструктуризации рабочего процесса, что означает появление распределенных организационных структур, децентрализацию процесса принятия решений, более широкий обмен информацией, гибкий рабочий график и сотрудничество внутри команды, работающей над проектом. Компании, реализующие такие перемены в организационных структурах и деловой практике, нуждаются в новых навыках, особенно в области ИКТ, новой организации рабочих мест с использованием коммуникаций, обмена информацией и компьютерного моделирования производственных процессов. Процент рутинных умственных и физических задач в экономике снижается, а доля нерутинных аналитических и интерактивных задач возрастает. Возникающая в итоге новая кадровая политика требует от работников способности гибко реагировать на сложные проблемы, эффективно использовать коммуникации, обрабатывать информацию, работать в команде, использовать информационные технологии и производить новые знания.

Этим навыкам редко учат в школе (веб-сайт «Партнерства во имя навыков XXI века» – www.21stcenturyskills.org). Сегодня новым вызовом для традиционной системы образования становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех уровнях образования, а это требует профессионального развития преподавателей и учителей. Вопросы формирования цифровой грамотности в системе общего образования решаются на основе обзора опыта принятия решений по данной проблеме в разных странах, в том числе по развитию интеграции ИКТ в образовательные программы, в информационную образовательную среду сетевого взаимодействия школ и управления школами на основе использования ИКТ.

Россияне хорошо ориентируются в медиапространстве, но при этом плохо разбираются в гаджетах и легкомысленны в вопросах кибербезопасности. К такому выводу пришли специалисты НАФИ при анализе цифровой грамотности жителей страны

Индекс цифровой грамотности россиян составляет 52 процентных пункта (п.п., максимальное значение — 100), выяснили специалисты Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

Под цифровой грамотностью аналитики понимают базовый набор знаний и навыков, позволяющий человеку эффективно работать, общаться и получать информацию в цифровой среде. Индекс состоит из нескольких компонентов: информационной, компьютерной, коммуникативной и медиаграмотности, а также отношения к технологическим инновациям. Аналитики определили индекс каждого компонента, после чего вычислили общий уровень цифровой грамотности населения. Исследование проводилось в форме опроса (участвовали 1,6 тыс. человек в возрасте старше 18 лет в 42 регионах России) в ноябре 2017 года.

Авторы исследования (копия есть у РБК) назвали сильной стороной респондентов умение ориентироваться в медиасреде и анализировать информацию различных СМИ (медиаграмотность). Индекс этого компонента составил 65 п.п. из 100 возможных. Большая часть россиян (72%) осознают, что СМИ, которые они сами выбирают, не всегда представляют информацию достоверно. В правдивости сообщений СМИ больше всего сомневаются люди с высшим образованием, а также люди в возрасте от 18 до 34 лет.

Менее развитые компетенции россияне демонстрируют в вопросе информационной грамотности (54 п.п.). Под этим понятием исследователи подразумевают способность искать информацию в различных источниках, сопоставлять ее и делать выводы на основе этого сопоставления. Так, 74% респондентов предпочитают искать необходимую информацию на разных интернет-ресурсах, а 81% говорят, что делают это с легкостью. При этом 45% респондентов не задумываются о том, что часть полученной в интернете информации может быть вредной.

Отношение к технологическим инновациям аналитики оценили в 47 п.п. Согласно данным опроса, 58% респондентов считают, что современные технологии помогают в жизни, оставшиеся 42%, наоборот, уверены, что мешают.

Коммуникативную грамотность аналитики оценили в 46 п.п. Этот показатель отражает способность анализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете, а также опыт использования мессенджеров и социальных сетей для общения. Большинство россиян (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации, при этом 76% респондентов уверены, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, которые используются в обычной жизни.

В компьютерной грамотности — аналогичный индекс (46 п.п.). Основными признаками человека, обладающего компьютерной грамотностью, являются понимание технических составляющих компьютера и легкость в использовании устройства вне зависимости от платформы. По оценкам аналитиков, 78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера. 75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач — для работы, учебы или досуга и развлечений.​

Цифровое легкомыслие

Россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации, говорится в исследовании. Так, 55% россиян уверены, что защита персональных данных — не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов или государство. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi-сети (22%), а 38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, что упрощает для злоумышленников процесс их взлома.

При получении от знакомого человека письма с вирусом 56% опрошенных не будут открывать письмо и сообщат отправителю, что его компьютер заражен вирусом. Остальные 44% поведут себя некорректно: либо отправят сообщение с вирусом обратно адресату, либо, открыв письмо, будут перезагружать компьютер в надежде, что вирус пропадет.

МОСКВА, 20 июня 2018 года. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде. Индекс цифровой грамотности* составил 52 п.п. из 100 возможных. При этом россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации: только 38% респондентов делают резервные копии собственных данных, а 44% пользователей не знают, как правильно поступать в случае получения от знакомого человека письма с вирусом.

Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность для экономики будущего». В рамках проекта были проведены всероссийские опросы населения**, а также кабинетное исследование мировых практик оценки цифровых компетенций взрослого населения.

Индекс цифровой грамотности россиян

Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде.

Компоненты цифровой грамотности:

  • Информационная грамотность
    • Знания о специфике информации и различных ее источниках
    • Навыки поиска релевантной информации и ее сравнения
    • Установки в отношении пользы и вреда информации
  • Компьютерная грамотность
    • Знание устройства компьютера и его функций
    • Навыки использования компьютера и аналогичных устройств
    • Установки в отношении роли компьютера в ежедневной практике
  • Медиаграмотность
    • Знание о медиа-контенте и его источниках
    • Навыки поиска новостей и фактчекинга
    • Установки в отношении достоверности информации, сообщаемой через СМИ
  • Коммуникативная грамотность
    • Знания о специфики диалога в цифровой коммуникации
    • Навыки использования современных средств коммуникации
    • Установки в отношении этики и норм общения в цифровой среде
  • Технологические инновации
    • Знания современных технологических тенденций
    • Навыки работы с гаджетами и приложениями
    • Установки в отношении пользы технологических инноваций

Индекс цифровой грамотности рассчитывался как среднее значение по всем указанным компонентам и составил 52 п.п. из 100 возможных. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде (доля респондентов с Индексом 90 п.п. и выше).

Самые развитые компетенции россияне демонстрируют в области медиаграмотности (подиндекс равен 65 п.п.). Самый низкий индекс – в области компьютерной грамотности (подиндекс равен 46 п.п.).

В Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках индекс равен 59 п.п., в то время как в селе он почти на 10 п.п. ниже – 49 п.п. Чем выше уровень образования у человека, тем выше у него и уровень цифровой грамотности. Также уровень цифровой грамотности зависит от возраста – чем моложе люди, тем выше у них уровень цифровой грамотности. Значимых гендерных различий не обнаружено (53 п.п. среди мужчин и 50 п.п. среди женщин).

В целом россиянам в отношении цифровых компетенций свойственны устойчивые наборы базовых навыков при недостатке знаний и этических установок (подиндекс по навыкам - 55 п.п., по установкам – 53 п.п., по знаниям – 47 п.п.).

Уровень информационной грамотности

Одним из признаков достаточного уровня знаний является умение делать выводы о каком-то факте на основе разных источников. Большая часть россиян серьезно подходят к вопросу анализа информации и предпочитают изучать разные ресурсы (74%). С точки зрения навыков 81% легко находят нужную информацию в интернете (среди тех, у кого есть компьютер).

С этической стороной информационной грамотности ситуация не столь однозначна. Этот индикатор показывает, насколько глубоко человек рефлексирует по поводу найденной информации. 45% не задумываются о пользе и вреде информации, которую они получают в интернете.

Уровень компьютерной грамотности

Основными признаками человека, обладающего комьютерной грамотностью, являются понимение технических составлюящих компьютера и легкость в использовани устройства вне зависимости от платформы, а также понимание целей использования гаджетов.

78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Однако чуть менее половины людей старше 55 лет (43%) испытывают трудности. Для сравнения, только 10% людей 18-24 лет и 12% людей 25-34 лет считают работу на компьютере сложной. Людям с высшим образованием это дается проще (85%), чем тем, у кого уровень образования ниже (74%).

Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера. 75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач – для работы, учебы, или досуга и развлечений.

Молодежь и мужская аудиория лучше разбираются в компьютерах и программном обеспечении. Чем старше человек, тем хуже его знания в области компьютерной грамотности.

Уровень медиаграмотности

Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиа-пространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут неполно сообщать новости и информацию.

51% россиян не подвергают сомнению факты, опубликованные в СМИ, которым они доверяют. Каждый четвертый россиянин признался, что ему сложно отслеживать новости, ориентироваться в большом потоке событий (26%). Чем моложе человек, тем проще ему это дается.

Большая часть россиян (72%) осознают, что СМИ, которые они сами выбирают, могут не всегда представлять информацию достоверно. При этом почти треть россиян (28%) уверены, что те СМИ, которым они доверяют, правдиво освещают информацию и события. В достоверности информации, которую транслируют СМИ, больше всего сомневаются люди с высшим образованием, а также люди в возрасте от 18 до 34 лет.

Уровень коммуникативной грамотности

Уровень знаний в области коммуникативной грамотности демонстрирует способность проанализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете.

58% россиян анализируют позицию своего собеседника во время беседы в интернете , причем среди молодежи эта доля выше.

Измерение уровня коммуникативных навыков подразумевает оценку опыта использования современных цифровых каналов общения (мессенджеры, социальные сети). Большинство россиян (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации : в первую очередь это молодые люди от 18 до 24 лет (95%) и от 25 до 34 лет (86%).

Большинство россиян (76%) считают, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, которые используются в жизни.

Цифровая грамотность и безопасность

Риски пробелов в цифровой грамотности заключаются в неадекватной оценке роли информации в современном мире, что, в свою очередь, ведет к непониманию того, что информацию нужно защищать. 44% россиян уверены, что способны защитить собственные персональные данные. Примечательно, что более половины российских интернет-пользователей (55%) считают, что защита их персональных данных – не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство.

72% пользователей выкладывают в сеть личные фотографии, каждый пятый (19%) – сведения о членах своей семьи. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi сети (22%).

38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов. Такая же доля пользователей не используют регулярно обновляемое антивирусное ПО.

44% пользователей поведут себя некорректно, если получат от знакомого человека письма с вирусом. Каждый десятый отправит сообщение с вирусом обратно адресату, еще 9% открыли бы письмо. 4% считают, что достаточно перезагрузить компьютер и от этого вирус пропадет. При этом пользователи интернета знают, как себя вести при получении электронного письма от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт (71%). Каждый десятый будет консультироваться со знакомым специалистом по данному вопросу.

Отношение человека к инновационным технологиям тесно связано с медиаграмотностью, информационной, компьютерной и коммуникативной грамотностью: если человек следит за технологиями, он больше заинтересован в развитии собственной цифровой грамотности.

Треть россиян следят за новинками в сфере инноваций (36%). Чем старше человек, тем реже он старается быть в курсе технологических новинок. Половина россиян осознают, что современные гаджеты помогают в повседневной жизни и упрощают ее (58%). При этом 53% отметили, что им сложно осваивать современные технологии.

Знания в области работы с информацией , % опрошенных

Навыки в области работы с информацией , % опрошенных

Установки в области работы с информацией , % опрошенных

Знания в области компьютерной грамотности

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Навыки в области компьютерной грамотности , % опрошенных, разбивка по уровню образования

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Установки в области компьютерной грамотности , % опрошенных, разбивка по уровню образования

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Все опрошенные 18-24 25-34 35-44 45-54 55+
49 65 61 55 47 35
51 35 39 45 53 65

Знания в области медиаграмотности , % опрошенных, разбивка по уровню образования

Есть высшее образование Нет высшего образования
Я сравниваю разные источники новостей, чтобы удостовериться в правдивости освещения СМИ разных событий 67 44
Я не подвергаю сомнению новости из СМИ, которым я доверяю 33 56

Навыки в области медиаграмотности , % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Установки в области медиаграмотности , % опрошенных

Знания в области коммуникативной грамотности , % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Навыки в области коммуникативной грамотности , % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Установки в области коммуникативной грамотности , % опрошенных

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Знания о технологических инновациях , % опрошенных, разбивка по уровню образования

Знания о технологических инновациях

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Навыки использования технологических инноваций , % опрошенных, разбивка по полу

Отношение и установки к технологическим инновациям , % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Индекс цифровой грамотности , разбивка по возрастным группам

Индекс цифровой грамотности , разбивка по типу населенного пункта

Индекс цифровой грамотности , значение по видам грамотности

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?» , % опрошенных, разбивка по полу

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?» , % опрошенных, разбивка по уровню образования

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?» , % опрошенных, разбивка по пользующимся/не пользующимся интернетом

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете , % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете , % пользователей интернета, разбивка по полу

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете , % пользователей интернета, разбивка по уровню образования

, % пользователей интернета, разбивка по полу

Доля пользователей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов , % пользователей интернета, разбивка по уровню образования

Доля пользователей, которые регулярно обновляют антивирус , % пользователей интернета

Доля пользователей, которые осуществляют платежи, подключаясь через публичные Wi-Fi сети, например, в кафе или на улице , % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам

«Что Вы предпримите, если в электронном письме от знакомого Вам человека обнаружен вирус?» , % пользователей интернета

«Что Вы предпримите, если в электронном письме от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт?» , % пользователей интернета


*В рамках Саммита G20 в апреле 2017 года был предложен комплексный подход, базирующийся на оценке индикаторов информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям.

** Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в ноябре 2017 года. Опрошено более 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

1. Цифровая грамотность служит катализатором развития, содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных и профессиональных навыков.

Цифровая грамотность учителя объединяет важные группы навыков: компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров, ИКТ грамотность (набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений), информационная составляющая (способность находить оптимальные решения, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию), что чаще всего используют учителя в своей профессиональной деятельности.

Цифровая грамотность дает возможность педагогу продолжать обучение в удаленном режиме, уделять время не только рутинному, зачастую монотонному изучению материала, но и самостоятельное, более гибкое, интегрированное обучение.

2. Оценка цифровой грамотности педагогического состава нашего учебного заведения находится на достаточно высоком уровне.

Я работаю в МБОУ СОШ №14 г. Пушкино,Московской области. В тесном сотрудничестве с Московской областной библиотекой, которая находится рядом со школой и так как открытие новой школы было осуществлено в ноябре 2014 года, в которой все классы оснащены компьютерами и мультимедийными досками, что способствует успешному обучению учащихся.

Обучающиеся легче получают доступ к информации по мере того,как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступно сравнению с традиционными, бумажными ресурсами обучения.Компонентом цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая обучающимся и используемая ими в частой жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями.

С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке информации, показывая обучающимся различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами. Самая трудная задача- научить обучающихся синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников.

3. Характеризуя принципы становления новой школы, можно выделить несколько основных векторов изменений в учительско-ученических отношениях.

  • увеличение самостоятельности и ответственности учеников за результат образовательной деятельности;
  • расширение круга источников знаний и учебной информации;
  • индивидуальный труд превращается в совместную деятельность;
  • образовательное пространство расширяется, выходит за пределы классной комнаты;
  • учитель не знает и не должен знать всех ответов;
  • оценка учителя все в большей степени сменяется самооценкой школьников, их взаимной, а также автоматизированной оценкой.
  • уходят в прошлое традиционные инструменты учебной работы;
  • учителя начинают связывать свой профессиональный рост не с углублением и расширением знаний по школьному предмету, а с совершенствованием общепедагогических навыков, знаний и умений.

4. Факторы, сдерживающие развитие цифровой грамотности учителя (в сравнении).

Преимущества: систематический характер воздействия на учащихся; знание психолого- педагогических особенностей возрастных групп учащихся, владение широким спектром современных форм и методов обучения; владение инновационными педагогическими технологиями.

Недостатки: отсутствие представления о многообразии информационных ресурсов; слабое владение алгоритмами информационного поиска; незнание методов аналитико- синтетической переработки информации; слабое владение технологией подготовки информационных продуктов.

Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков. Уровни цифровой (информационной) грамотности. Роль цифровой грамотности учащихся в практике дополнительного образования.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков. Компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров. Информационная грамотность - это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. В этом определении есть два очень важных момента:

1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, это называется определением границы знания / незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.

2. Умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.

Можно сказать, что информационная грамотность - это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:

· осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;

· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;

· найти информацию, соответствующую данной теме;

· оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;

· оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;

· сформировать собственное отношение к этой информации;

· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

· осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.

Эти умения определены понятием «информационная грамотность», поэтому мы можем взять их в качестве показателей. При этом у каждого из этих показателей можно выделить высокий, средний и низкий уровни развития. Такого рода типология дает представление о дифференцированном подходе к развитию информационной грамотности, когда при наличии высоких уровней контактного или креативного показателей возможен средний или даже низкий уровень информационного и оценочного показателей. Если же говорить об уровнях перцептивного показателя, то у многих людей при наличии ярко выраженного одного показателя остальные могут проявляться в неразвитом, «свернутом» состоянии. Несомненно, одно: без развитой способности к анализу и оценке текстов, их использования для решения каких-либо задач невозможно говорить о высоком уровне информационной грамотности человека. Только практические умения создавать тексты не могут сами по себе сделать индивида информационно грамотным.

Уровни содержательных показателей информационной грамотности личности:

1. Высокий уровень: осознание значимости информации для решения какой-либо проблемы; выработка стратегии поиска информации; умение самостоятельно найти информацию; оценить, проанализировать, отсортировать информацию; сформировать собственное отношение к этой информации; умение представить собственную точку зрения аудитории; умение обработать информацию программными средствами.

2. Средний уровень: не совсем может осознать значимость информации для решения какой-либо проблемы; выработать стратегию поиска информации; находят информацию по подсказкам, с частичной помощью преподавателя; не совсем умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; испытывают затруднения в представлении собственной точки зрения аудитории; обработать информацию программными средствами с затруднениями.

3. Низкий уровень: не осознает значимость информации для решения какой-либо проблемы; не может выработать стратегию поиска информации; находят информацию только по подробным инструкциям учителя; не умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; с трудом представляют собственную точку зрения аудитории; обработать информацию программными средствами по подробным инструкционным картам.

На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга. Информационные технологии и здесь востребованы и актуальны.Рассмотрим их применение в различных областях дополнительного образования.

Использование ИТ в техническом направлении:

Использованием ИТ в технической направленности в современном мире никого не удивишь. Это норма. И поэтому мы подробно не будем останавливаться на данном направлении. В связи с этим «помолодел» возраст учащихся, занимающихся в объединениях. Сейчас педагог дополнительного образования, посещает курсы по робототехнике. В планы Дворца входит написание отдельной программы по данному курсу и активное внедрение этого кружка в систему. Ведется работа количеством компьютерных программ (Adobe Photoshop, Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign).

Хотелось обратить внимание на то, как можно использовать ИТ в направлениях, которые, на первый взгляд далеки от техники и науки.

Использование ИТ в художественном направлении:

Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.

Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

На теоретических музыкальных уроках уже просто не обойтись без презентаций. Активно используют ИТ в своей работе и педагоги, работающие в вокальной, театральной студиях. Такие программы, как Finale– программа для набора и вёрстки нотного текста, Band-in-a-Box, Cakework– программы для создания минусовок, SoundForge– программа для обработки музыкальных фрагментов (изменение формата, обрезка), TimeFactory– программа для изменения тональности и темпа – стали неотъемлемой частью работы вокальной студии.

Использование ИТ в физкультурно-спортивном направлении:

В первый момент кажется, что использовать ИТ на уроке физкультуры невозможно, ведь физкультура – это, прежде всего движение. Однако, практика показывает, что и здесь использование ИТ уместно. Вот некоторые примеры:

Текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.

Использование мультимедиа: занятия физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. С помощью презентации можно продемонстрировать технику выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение различных теоретических вопросов.

Использование тестирующих компьютерных программ. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения.

Использование видеозаписей игр для анализа.

ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.

Использование ИТ в работе кружков прикладного направления:

Кружок вязания, изостудия, художественное конструирование, вышивка бисером, моделирование одежды для кукол тоже не обходятся без ИТ. Это создание слайд-шоу, презентаций, видео мастер-классов. На обычном занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, в классе - практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения. Этот же фильм может помочь ребёнку восполнить пропущенный материал.

Использование ИТ в военно-патриотическом направлении:

В кружках военно-патриотической направленности педагоги активно используют различные, в том числе, онлайн обучающие программы. Это и тренажёры по вождению; это ПДД в режиме реального времени; это различного вида тесты; это просмотр различного вида фильмов по направлениям военно-прикладного мастерства.

Результатами применения ИКТ в дополнительном образовании становятся всестороннее развитие учащихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества дополнительного образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на занятиях делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к изучаемому предмету. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Итак, мы приходим к выводу, что информационная грамотность личности - это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, созданию, критическому анализу, оценке и передаче информационных сообщений, текстов(в различных видах, формах и жанрах), анализу сложных процессов функционирования информационных потоков. Живущему в цифровую эпоху человеку, окруженному ИКТ, важно развивать осознанное восприятие технологического прогресса. Для принятия информированных решений он должен учитывать положительные и отрицательные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов. Успешное развитие ИКТ и медиа технологий будет зависеть от нашей способности осознанно принимать решения, предвидя их потенциальное воздействие. Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски. Данный потенциал может быть реализован в интересах общества при условии непрерывного укрепления сознательности и ответственности каждого человека и общества в целом.