​Азы акустики для чайников: типы акустического оформления колонок. Акустика. Типы акустических систем Все виды колонок

Из высшего ценового сегмента уже давно перестали быть простыми колонками, эдакими коробками, издающими звук с помощью пары динамиков. Инженеры из года в год ухищряются, превратив индустрию и каждое устройство в небольшое произведение искусства, которое не каждому дано повторить. Появились новые типы динамиков, новые способы вывода звука, изменение мощности и амплитуды, и так далее и тому подобное. Со временем появилась целая многокомпонентная структура, описывающая разные типы акустических систем. Собственно, об этом и пойдет речь в нижеизложенном материале.

Категоризация акустических систем

Итак, для начала разберемся в базовых аспектах в том, какие бывают а уже потом выясним, что они собой представляют и чем друг от друга отличаются.

Существуют следующие типы акустических систем:

  • Полочные и напольные системы. Из названия понятно, что отличаются они по принципу установки в помещении и по своему размеру.
  • Также акустические системы отличаются по количеству полос (по сути, количеству динамиков) - от одной до семи.
  • Существуют динамические, электростатические, планарные и другие акустические системы, в зависимости от конструкции динамиков, которая может вовсе не попадать ни под одну категорию (все зависит от фантазии инженеров).
  • В зависимости от акустического оформления корпусов, колонки делятся на системы с открытым корпусом, закрытым корпусом, с фазоинверторным оформлением, с акустическим лабиринтом и так далее.
  • Также колонки делятся на пассивные и активные , в зависимости от наличия в них встроенного усилителя звука.

Однополосные и многополосные акустические системы

Однополосные оснащаются одним-единственным излучателем, а так как настроить один излучатель на хорошее воспроизведение всех частот сразу невозможно, производителям приходится использовать сразу несколько по-разному настроенных излучателей.

Существуют также 2-х полосные акустические системы (также 3-х, 4-х). В таких системах устанавливаются два излучателя. Один берет на себя воспроизведение низких и средних частот, а второй воспроизводит только высокие частоты. За счет такого подхода в 2-х полосных акустических системах достигается идеальный баланс звучания, невозможный при использовании единственного динамика (даже если он очень хороший). Звучания таких колонок обычно достаточно для людей неискушенных, не владеющих более продвинутыми системами, но есть и более приемлемые варианты, например, 3-полосные системы. 3-х полосные акустические системы делят сразу все три типа частот между собой. Один излучатель занимается воспроизведением низких частот, второй - высоких, третий - средних. 3-х полосные акустические системы встречаются чаще остальных, так как именно благодаря такой конструкции достигается высочайшее качество воспроизведения слышимых человеческим ухом частот.

Пассивные и активные акустические системы

Активные и пассивные системы различаются наличием интегрированного усилителя мощности в конструкции самих колонок.

Активные колонки имеют такой усилитель, поэтому их можно напрямую подключить к предварительному усилителю с помощью межблочного кабеля, а каждая отдельная колонка питается от электросети без подключения дополнительных источников питания.

Пассивные колонки хоть и сложнее в устройстве, все же встречаются гораздо чаще и находятся в приоритете у пользователей, которые ценят качественный звук. Такие колонки подключаются к усилителю мощности через специализированный разделительный фильтр. Подключение происходит с помощью акустических проводов. Многие производители (фирмы) акустических систем предпочитают производство именно таких колонок, так именно они приносят большую прибыль и позволяют инженерам воплотить в жизнь свои идеалы звучания. Помимо определенных сложностей в установке, есть и проблема финансовая, ведь хороший усилитель и акустические кабели стоят немалых денег, а без них такую систему не «заведешь».

Рупорные акустические системы

Это особый тип акустических систем. Их особенностью является имеющаяся над излучателем рупорная установка. Преимущество таких колонок заключается в высокой чувствительности динамиков. Это делает их идеальным дополнением для недорогих и маломощных ламповых усилителей, неспособных дать их обладателю достаточную громкость. Такие акустические системы требуют грамотного размещения в помещении, где планируется их эксплуатация, но если потратить на это какое-то время, то можно достичь наиболее реалистичной и насыщенной стереокартины.

Электростатические акустические системы

Такие системы отличаются своей необычной конструкцией. Вместо классических динамиков используется пленка из токопроводящего материала, которая вытягивается по вертикали вдоль колонки. Принцип работы следующий: на пленку подается звуковой сигнал на определенной частоте, а на расположенные по бокам проводники подается постоянное напряжение (в некоторых случаях наблюдается обратный порядок, когда постоянное напряжение подается на токопроводящую пленку). Между пленкой и проводниками создается электростатическое поле, на которое накладывается переменное поле. Из-за этого возникают колебания пленки, которая и воспроизводит звуковое излучение. Звучание таких акустических систем отличается высокой детализацией, ясной передачей каждой отдельной частоты. Музыка кажется более свободной и открытой. Из минусов стоит выделить недостаточное количество басов, которые не могут передать всей глубины, особенно когда речь идет о таких жанрах, как хип-хоп или трэп.

Система центрального канала

В качестве конечно) используются комплекты из 5 колонок и одного сабвуфера. Это классическая система, зарекомендовавшая себя и использующая большинством любителей хорошего звука. Ключевым элементом этой системы является центральная колонка, которая воспроизводит диалоги в кино и основные музыкальные фрагменты. Такая колонка устанавливается прямо по центру. Некоторые пользователи используют ее в акустических системах для компьютера, так как смотря кино именно на нем.

Фронтальная и тыловая акустические системы

Фронтальная система представляет собой классическую пару колонок, создающих эффект стерео. Такие колонки нередко формируют полноценную (так как обычно больше ничего и не нужно). Если речь идет о домашнем кинотеатре, то между двумя фронтальными колонками (или же под телевизором) ютится колонка центрального канала. Опираясь на фронтальную пару колонок, нужно собирать остатки акустической системы 5.1, так как именно они воспроизводят основной массив звуков.

Тыловая часть системы - это две небольшие колонки, расположенные позади зрителей. Их использование необязательно, но они всегда идут в комплекте с акустическими системами 5.1 для достижения максимального погружения в атмосферу воспроизводимых фильмов. Если звуковая дорожка фильма поддерживает технологию звукового окружения, то некоторые события и сцены в фильме будут воспроизводить звук только на тыловых колонках (такое встречается, когда кто-то крадется позади героя фильма). При использовании акустических стоек можно внедрить эту систему и в компьютерную акустику.

Сабвуфер

Это отдельная колонка, которая способна воспроизводить только низкие частоты и бас. Часто используется вместе с парными колонками и дополняет акустическую систему для компьютера, так как фронтальные колонки не могут справиться со всем диапазоном звучания. Сабвуфер привносит баланс в акустическую систему. Визуально сабвуфер выглядит так же, как и обычная колонка, но в нем устанавливается один массивный излучатель в открытом виде. Сабвуфер устанавливается в угол комнаты или под компьютерным столом. Из-за этого, кстати, нередко страдают соседи.

Полочные и напольные акустические системы

Такие акустические системы еще можно назвать настольными и напольными (или компьютерными и для домашних кинотеатров). Полочные колонки занимают гораздо меньше пространства и при этом гораздо меньше весят, а значит, их можно установить повыше. Например, в случае если вы собираете аудиосистему для дома, которая будет подключаться к телевизору (для создания глубины звучания), можно поставить полочные колонки даже на шкаф (это обеспечивает максимальный охват площади). Для выведения максимального потенциала из таких компактных колонок их обычно устанавливают на специальные акустические стойки.

Напольные системы куда лучше подходят для больших помещений (их часто называют акустическими системами для кинотеатров). В них устанавливаются более крупные динамики, а их количество варьируется от одного до семи. Установка таких колонок в маленьком помещении может спровоцировать чрезмерное усиление низких частот и сильно заметный гул. Напольные системы гораздо дороже полочных и требуют от конструкторов намного большего внимания в расчетах при их создании.

Акустические системы с фазоинвертором

Фазоинвертор - это отверстие в корпусе, от которого идет труба во внутреннюю часть колонки. Благодаря такой конструкции акустика может воспроизводить низкие частоты, недоступные для стандартных колонок без фазоинвертора. При конструировании колонки инженеру необходимо выбрать диаметр и длину трубы в соответствии с частотой, которую должен воспроизводить будущий В момент, когда происходит воспроизведение музыки, объем воздуха в трубе фазоинвертора резонирует и усиливает воспроизведение той частоты, на которую изначально был настроен диаметр трубы. Размер самой колонки не имеет значения, фазоинвертор встраивается как в огромные аудиосистемы для дома, так и в компактные наушники. Труба для вывода воздуха может выходить в любую часть колонки или наушника, но от этого будет зависеть положение колонки в помещении (труба не должна быть заслонена чем-либо).

Акустические системы с акустическим лабиринтом

По своей сути акустический лабиринт - это тот же фазоинвертор. Разница заключается в том, что труба, уходящая в корпус, имеет множество изгибов, и длина ее гораздо больше. Задача трубы та же - усиление громкости и насыщенности звучания низких частот. К сожалению, такие колонки гораздо дороже вариантов с обычным фазоинвертором, так как их производство занимает намного больше времени и при этом требует от инженеров особой точности, да и материалы стоят дороже. Так же как и в случае с фазоинверторными колонками, размер выводящего звук устройства может быть любым, но в наушниках вы такой системы не встретите.

Закрытые и открытые акустические системы

Некоторые фирмы акустических систем производят колонки открытого типа. Акустическое оформление таких колонок отличается отсутствием задней стенки. Благодаря этому у диффузоров появляется некоторая свобода. Такой подход обеспечивает звучание близкое к электростатическим audio-акустическим системам.

Существуют и закрытые акустические системы. Собственно, отличаются они именно тем, что в их корпусах нет никаких отверстий. Такой подход делает звучание более "упругим". Это происходит из-за того, что воздуху некуда выходить, движение диффузора становится скованным. Чтобы избежать негативного эффекта от подобной конструкции, колонки такого типа делают очень большими, чтобы у диффузора появилось больше свободы для движения. Большим плюсом подобных систем является отсутствие каких-либо излишних шумов, треска и иже с ними.

Акустические системы с пассивным излучателем

Пассивный излучатель выполняет ту же задачу, что и фазоинвертор, к примеру. Он необходим для того, чтобы обеспечить нормальное звучание низких частот. В подобных колонках нет никаких труб. В колонке просто проделывается отверстие, а внутрь устанавливается пассивный динамик (динамик без магнитной системы, построенный на базе одного диффузора, подвеса и рамы). Преимуществом пассивного излучателя является возможность воспроизводить бас и любые, даже самые низкие частоты. Такие типы акустических систем очень ценны и требуют недюжинного мастерства инженеров.

Сейчас трудно представить персональный компьютер без колонок. Многие даже удивляются, если компьютер без них. В этом случае смотреть фильмы, слушать музыку и играть в игры просто не представляется возможным. Поэтому приобретая компьютер все стараются сразу же купить все необходимые комплектующие, в т.ч. колонки.

Стоит отметить, что компьютерные колонки не производят качественный звук. Поэтому для тех, кому важен качественный звук во время просмотра фильма или прослушивания музыки, рекомендуется сразу же приобретать стериосистемы для домашнего кинотеатра. Колонки для компьютера больше подходят людям, для которых качество звучания не выходит на первый план. Но и в этом случае выбрать хорошие колонки является не простой задачей. Они должны иметь небольшой размер, подавлять магнитное излучение, иметь специальные разъемы и быть совместимыми со звуковой картой компьютера.

Виды колонок для компьютера

Различают активные и пассивные колонки. Активные колонки имеют встроенный усилитель. Пассивные колонки используются для ноутбуков и требуют усилитель и дополнительное питание. У пассивных колонок плохой звук и невысокая стоимость. Поэтому они проигрывают активным колонкам, которые обеспечивают качественное звучание.

Различают колонки по конфигурации. В этом случае они могут быть 2.0, 2.1, 4.1, 5.1 и 7.1. Самые простые колонки модификации 2.0. Они имеют две колонки и никаких дополнительных устройств или усилителей. Колонки из других модификаций имеют больше частей, а также сабвуфер.

Колонки 2.0 и 2.1 имеют среднюю цену и предназначены для прослушивания музыки, видео и игр. Для домашнего использования или для офиса их вполне достаточно. Могут иметь от одного и более динамиков. Колонки модификации 2.1 имеют сабвуфер, который отвечает за вывод низких частот, тогда как динамики за вывод высоких и средних частот. В этом случае звук становится более объемным и реалистичным.

Колонки 5.1 и 7.1 позволяют полностью погрузиться в игровой процесс или в просмотр фильма. Они имеют несколько каналов и по качеству звучания намного лучше, чем две предыдущие конфигурации. Но здесь очень важно, чтобы колонки подходили под звуковую карту самого компьютера. Колонки модификации 5.1 и 7.1 позволяют создать домашний кинотеатр.

Модификация 5.1 имеет две фронтальные, две тыльные, одну центральную колонку и сабвуфер. Модификация 7.1 напоминает 5.1, но только дополненную еще двумя тыльными колонками.

На что обратить внимание при выборе колонок?

При выборе колонок разу стоит обратить внимание на материал изготовления. От материала во многом зависит качество звучания. Пластиковые колонки снижают качество звука и стоят они дешево. От таких колонок стоит только ожидать дребезжание, плохое воспроизведение звука и многие другие неприятности. Колонки из дерева, наоборот, позволяют создать качественный звук и хорошие акустические свойства. Но здесь можно столкнуться с высокой стоимостью колонок. Колонки из цельного дерева производят только для профессиональной сферы. Для других случаев дерево заменяют ДСП, МДФ и многослойной фанерой. Колонки из любого материала не должны иметь никаких отверстий, потому что они ухудшают звук. Исключение составляет фазоинвертор, у которого с лицевой стороны имеются отверстия для воспроизведения баса.

Но все-таки материал не главная характеристика качественного звука. Необходимо обращать внимание на динамики, усилители, фильтры, качество сборки и настройки акустической системы.

Прежде чем приступить к рассмотрению технических характеристик, на которые необходимо обращать внимание при выборе колонок стоит отметить, что многие считают мощность и громкость одним и тем же показателем. Это обманчивое мнение. Мощность влияет на акустику, а громкость связана с чувствительностью. Параметры громкости звучания не должны быть выше 85 децибел.

Теперь подробнее о технических характеристиках.

Мощность

Различают два вида мощности - пиковая музыкальная мощность (Р.М.Р.О - Peak Music Power Output) и среднеквадратичная мощность (RMS - Root Mean Square). При выборе стоит обращать внимание на второй вид мощности. Именно она характеризует максимальную мощность, при которой акустическая система может длительное время воспроизводить звуки без искажений и повреждений. При этой мощности происходит комфортное и качественное воспроизведение музыки. Пиковая музыкальная мощность может в несколько раз превышать показатель второй мощности.

Для компьютера, к которому не предъявляются особые требования, и он будет стоять в средней по величине комнате, достаточно иметь мощность 20-50 ватт.

Частота диапазона колонок

Под этим параметром понимается частота, которую способны воспроизводить колонки. Идеальная частота воспроизведения 20-20000 Гц, но они бывают только у профессиональной акустической системы. В обыкновенных колонах в характеристиках зачастую указывается частота от 40 Гц до 18 кГц. В принципе этого достаточно для нормального восприятия человеком качественного звука. Если частота будет ниже или выше указанного параметра, то звук будет сопровождаться треском, шипением, провалом и искажением. Кроме того, стоит учесть, что дешевая акустическая система не может иметь частоту 20-20000 Гц. Это не соответствует правде.

Чувствительность

Этот параметр, который непосредственно влияет на громкость звука и указывает на уровень воспроизведения звука на расстоянии одного метра при мощности 1 Вт. Измеряется показатель в децибелах. Оптимальным вариантом считается чувствительность размером 85-89 децибел.

Если приобрести колонки, которые будут иметь разную чувствительность, то лучший звук будет исходить из колонки с большей чувствительностью.

Количество полос

Этот параметр характеризует количество динамиков. Однополосные акустические системы имеют один динамик. Двухполосная колонка - два динамика, где один динамик воспроизводит низкочастотные звуки, а второй - средние и высокие. Трехполосные колонки имеют три динамика. Первый динамик воспроизводит низкие звуки, второй - средние, а третий - высокие.

Существуют акустические системы с более чем три полосы. В этом случае звуки получаются более колоритным.

Размер

Этот параметр для многих может не играть роли во время выбора. Но, если все-таки колонки не должны привлекать внимание, то стоит выбирать такой размер, чтобы можно было их спрятать. Оптимальным вариантом считаются колонки размером 10,4х16,5х15 см. Их можно спрятать за компьютер.

Управление

Панель управления (в основном регулятор громкости) располагается или на сабвуфере или на одной из колонок. На колонке он может находиться с боку, спереди или сзади. Лучше всего управлять колонками с компьютера. Частое использование регулятора громкости приводит к его стиранию и выходу из строя.

Современные колонки имеют проводные или дистанционные пульты управления

Как выбирать колонки?

При покупке колонок стоит провести небольшой тест. Включите колонки и постепенно добавляйте звук. Остановитесь на том моменте, когда звук начнет искажаться. Послушайте звук и определите, хватит ли вам его для того, чтобы слушать музыку, смотреть фильм или играть.

Дополнительные функции

Прекрасным дополнением к колонкам станет наличие выхода под наушники, пульт управления, информационный дисплей, функция проигрывания радио или музыки с карты памяти или флешки .

Производители колонок

Колонки производит достаточно большое количество фирм. Поэтому остановимся на самых популярных и пользующихся спросом у покупателей компаниях.

Компании Creative, Defender, Edifier, F&D, Logitech, Microlab и Sven производят качественные акустические системы. Стоят колонки не дешево, но качество звука стоит этих денег.

Более дешевые варианты колонок, которые пользуются спросом у пользователей, представлены компаниями A4Tech, Acme, Codegen, Gembird, Gemix, Genius. Но, к сожалению, звук достаточно плохой.

Акустическую систему для ноутбуков производят фирмы A4Tech, Defender, Divoom, HQ-Tech, Jabra, Philips, Sanyoo, Sony, Speed-Link.

Цена

Стоимость колонок зависит от модификации. Самые дешевые колонки модификации 2.0 и 2.1. Стоят они от 10 $ до 50 $. Акустическая система модификации 5.1 и 7.1 стоит свыше 70 $.

Где приобретать колонки?

Приобрести колонки можно в магазине электроники или в интернет-магазинах. Но прежде чем делать покупку стоит определиться с параметрами, которыми должны обладать колонки, и с торговой маркой, а также не спешить с покупкой.

Как пользоваться колонками?

Пользоваться колонками достаточно просто. Сначала их необходимо подсоединить к компьютеру. После этого включить звук и настроить громкость. Дальше выбрать свою любимую музыку или фильм и наслаждаться.

Акустические системы (или иначе – колонки) – это, пожалуй, самый широко представленный на сегодня класс аудиотехники. На рынке имеются сотни предложений, и процесс их выбора весьма непрост. Поэтому мы решили написать небольшое руководство, способное облегчить решение этой задачи.


Можно купить колонки за сто долларов, а можно – за миллион. Частотный диапазон в 10 октав и динамический в сотню децибел – это необходимость воспроизвести звуковые волны длиной от сантиметра до десятков метров и звуки от гробовой тишины безэховой камеры до громоподобного рёва реактивного самолета. Даже банальные корпуса колонок дают разброс от «обувных коробок» до огромных «шкафов» и от килограммов до центнеров.

Классификация акустических систем по стоимости

Цены приведены за пару

Начальный уровень
Напольники до 40 000 ₽
Полочники до 15 000 ₽

Несмотря на свой заявленный начальный статус, колонки этой категории могут смело претендовать на ключевую роль в создании полноценной стереосистемы. Комплект на их базе будет играть, как минимум, существенно лучше большей части музыкальных центров и беспроводных колонок, хотя последнее – с оговоркой, потому что эти колонки могут быть в несколько раз дороже обычных. Говорить о каких-то тонких музыкальных материях в этой категории, вероятно, не совсем корректно, но что касается частотного и динамического диапазона (проще говоря – разных частот и разных громкостей), а также уровня искажений, они совершенно точно будут в рамках дозволенного. Экономят тут, чаще всего, на внешности – например, заменяя натуральный шпон виниловой плёнкой, но и её качество в последнее время существенно выросло.

Бюджетный уровень
Напольники 40 000 – 80 000 ₽
Полочники 15 000 – 50 000 ₽

Колонки бюджетного уровня являются таковыми разве что по отношению к своим более дорогим собратьям. Что же касается их сравнения с начальными моделями, то они уже в большинстве случаев переставляют собой совершенно полноценные акустические системы. Применительно к ним вполне осознанно можно рассматривать такие критерии, как детальность звучания или построение звуковой сцены – это не говоря уже про все более привычные параметры. Экономический фактор может присутствовать в использовании не самых дорогих динамиков от сторонних производителей или же в корпусах, изготовленных из традиционных материалов (чаще всего MDF), а не экзотики типа металла, дерева или даже стекла.

Средний уровень
Напольники 80 000 – 160 000 ₽
Полочники 50 000 – 80 000 ₽

Средний уровень – та самая пресловутая золотая середина, причем главная её особенность – отнюдь не в усреднении объективных параметров и субъективного качества, но в достижении той планки, преодолеть которую, во-первых, можно лишь с гораздо более существенными затратами, а во-вторых, оценить превышение которой по достоинству смогут лишь некоторые заядлые любители музыки – те самые аудиофилы. Что же касается абсолютного большинства среднестатистических покупателей, то для них эта категория – разумный максимум, а порой – и предел мечтаний.

Премиум-уровень
Напольники 160 000 – 500 000 ₽
Полочники 80 000 – 300 000 ₽

В категории премиум используются самые дорогостоящие комплектующие и технологии, применяются различные инновационные решения, задействуется буквально весь потенциал сил и средств, чтобы обеспечить предельно возможное качество звучания, как с точки зрения объективных параметров (все тех же амплитудного и частотного диапазона, фазовых неравномерностей и прочих искажений), так и с позиции субъективно воспринимаемого качества звучания, включая пресловутые вовлечённость и музыкальность.

High End
Напольники от 500 000 ₽
Полочники от 300 000 ₽

Так что же такое High End audio и собственно говоря колонки этой категории, как по большому счету самое очевидное воплощение этого термина? Есть мнение, что достаточно близкое по ощущению качество звучания можно обеспечить и меньшими затратами. Но суть в том, что процесс улучшения качества в подобных терминальных стадиях носит сугубо нелинейный характер. Другими словами, чтобы сделать лучше на одну десятую, возможно потребуется потратить в десять раз больше. Это раз. И два: настоящий High End – это не только абсолют с точки зрения качества звучания, но и такой же абсолют с точки зрения материалов и технологий по отношению к производителю, к которому тот порой идёт годами, если не десятилетиями.

Бытует мнение, что домашние колонки следует выбирать исключительно по цене и внешней привлекательности. Однако даже если вы не намереваетесь становиться экспертом в этом вопросе, наша статья поможет без труда сократить число «вероятных претендентов» и отмести заведомо неприемлемые варианты.


Великое множество представленных на рынке акустических систем делает процесс выбора непростой задачей

Страна-производитель

Аудиотехника разных стран (и в первую очередь – акустика) воспроизводит звук по-разному.

Скажем, Америка – страна больших пространств, больших автомобилей и внушительных акустических систем. Такие колонки способны «озвучить» просторные американские гостиные, а их внешний вид поражает своей монументальностью. Эту тенденцию наглядно иллюстрирует модель Ultimate III компании Magico – ведь её высота составляет неполных 2.5 метра! И звучание – под стать размерам: очень динамичное, мощное, агрессивное и напористое.


Американцы – создатели Ultimate III – предпочитают крупные формы

В противовес им Япония, где небольшие помещения обеспечивают своеобразную передаточную функцию, наоборот старается «подсушивать» бас в своих колонках. Характерный пример – проект JBL Everest , для курирования которого был приглашён известный рецензент Кейзо Яманака. Собственно говоря, итоговое звучание и планировалось, и получилось типично японским: акцентируется «внешняя» атрибутика, сочность тембров и красота подачи, иногда на грани пресыщения и еле уловимого синтетического привкуса – иначе говоря, они звучат не вполне естественно. Вследствие этого, на сегодняшний день мы не имеем ни одного действительно популярного производителя качественной акустики из Страны Восходящего Солнца.


JBL DD55000 Everest – прекрасный пример «типично японского» подхода к созданию акустики

Далее – в первую очередь Великобритания, со своими и . Британское звучание – не размашистое и не разухабистое, а достаточно точное и сдержанное. Этот звук передаёт внутреннее содержание музыки за счет каких-то плавных и мелких жестов. Считается, что «середину», наиболее важную часть диапазона, английская аппаратура отрабатывает особенно хорошо.


«Британское звучание» Monitor Audio Gold уместно даже в бывшей церкви

Подготовлено по материалам портала "Barnsly Blog", декабрь 2017 г.

Что важно в таком девайсе-периферии, как колонки для ноутбука? Рынок предложений колоссален, как суметь выбрать хорошие колонки, при этом не переплатив и не разочаровавшись от ужасного звука? Читайте наш краткий ликбез, который сориентирует, как выбирать компьютерные колонки.

Согласитесь, что компьютер сейчас является эдаким комбайном, который реализует функционал нескольких устройств и выполняет комплексные задачи для наших работы, развлечений, обучения, контроля и безопасности, коммуникации.

В любом случае, имея один компьютер с подключением в Сеть, можно не покупать ни радио, ни телевизор, ни игровую приставку, ни даже книги (!), ни телефон, а все равно быть с музыкой, и с видео, и с играми, и с книгами онлайн, а также связью -благодаря мессенджерам.

Так что для многих ПК или ноутбук - это многофункциональное устройство, которое заменяет несколько гаджетов. И для современной жизни, наверное, это удобный формат: экономия денег, раз (ведь общая сумма за отдельно телевизор, музыкальный центр, колонки, приставки-консоли, букридер, телефон будет колоссальная), два - очень эргономично при небольшой квартире, или же если жилье временное - перевез ноут, и вуаля, нет необходимости перевозить еще технику.

Но даже для ноутбука, у которого есть интегрированные динамики, не говоря уже про стационарный десктопный ПК, стоит купить акустическую систему . Проще говоря - компьютерные колонки.

Потому что звук из динамиков ноутбука - даже самого дорогого - ни-ка-кой. Звучание любимого трека, пусть даже в mp3- формате, еще и через те слабенькие каналы, которые установлены в ноутбуках по причине компактности формы, будет, мягко говоря, искажено. Будут теряться басы, не добирать средние частоты, словом, слушать музыку через динамики ноутбука нельзя. Какие-то звучки от системы или от мессенджеров - это одно. Но чтобы слушать музыкальные треки воспроизведения ноута будет, мягко говоря, не достаточно. И для даже для просмотра видеофильмов нужны колонки - чтобы постоянно не прислушиваться к звуковому ряду кино.

Акустика для компьютера может быть очень крутой - от известных саунд-брендов, способная выдавать весьма точный и насыщенный звук - все будет уже зависеть от качества самого звукового контента, что будет воспроизводить комп. Но такой товар практически не востребован на рынке широкого потребления, да и не нужны для медиаразвлечений через компьютер HIFI- колонки. Хотя, конечно, если у вас уже есть стереосистема 7.1 к домашнему кинотеатру, ее, наверное можно подключить и к ноутбуку.

Читайте также:

Однако наиболее частые запросы - просто найти колонки для ноутбука. В принципе, это определяет сам класс акустики, у которого есть свои параметры, свидетельствующие о качестве звука, которые они будут выдавать.

Виды колонок для компьютера

Самые простые - 2.0 - то есть обычных 2 штуки колоночек. Следующий уровень — с а-ля сабвуфером — 2.1. Системы 5.1 или 7.1 - это говорит о количестве колонок, с разными диапазонами частот. И для таких систем важно, чтобы ноут или ПК имели соответствующей мощности видеокарту.

Самые распространенные колонки для ПК или ноутбука - системы 2.0 или 2.1 . Они могут быть проводными или беспроводными - но не будем забегать вперед, начнем все по порядку.

Перед выбором вы должны понимать специфические характеристики акустики — они принципиальны. Они будут «объяснять» вам не только ценник, но и возможности девайса - какой звук можно от них ждать. Даже покупая с помощью рекомендаций консультанта, а не самостоятельно онлайн, знания об элементарных спецификациях колонок помогут вам купить именно то, что вам нужно, и цифры о мощности и диапазонах частот не будут для вас «белым шумом».

Характеристики колонок для ноутбука

1.Размеры и материалы акустической системы

2.Способ подключения (проводные/беспроводные)

3.Мощность

4.Диапазон частот

5. Чувствительность

6. Количество полос

7. дополнительные возможности (способ регулировки громкости, настройка частот

8.Бренд

А теперь детальнее о каждой из характеристике.

Размеры колонок имеют значение, поскольку, как ни крути — чем больше, тем больше возможностей по звуку они смогут выдавать (размер динамика, к примеру, явно определяет большую громкость) Миниатюрные колоночки вполне подойдут для офисных целей, когда есть ограничение по месту.

Материал корпуса также играет значение для звучания, однако не настолько принципиальное, как, скажем, для акустики класса HIFI или HI-END. Однако сказать, что нет разницы, из чего сделаны колонки — нельзя. Безусловно, лучше будут звучать априори колонки, изготовленные из деревянных материалов, чем из пластика, так как пластик поглощает звук. И желательно, чтобы толщина корпуса была не тонкой и не слишком толстой.

Если вы ноутбук носите постоянно, то и колонки, конечно, не могут быть слишком большими. Миниатюрные, желательно, беспроводные - то, что надо. Хотя, конечно, ни на какое стереозвучание с ними рассчитывать не приходится. Равно как и на показатели мощности и громкости.

Способ подключения может быть проводной через USB- разъем, а может и через розетку и разъем jack 3,5 мм. Беспроводн ы е модели коннектятся через Bluetooth- соединение.

Мощность

Цифры, указывающие на мощность, не всегда должны восприниматься как абсолютный показатель. Поэтому желательно различать и уточнять, какую именно мощность указывает производитель-продавец: номинальную, максимальную или пиковую.

Номинальная - это чистый, без помех, качественный звук, а пиковая - сколько в принципе выдержит система на своем максимуме, максимальная мощность- это «рабочее» состояние воспроизведения звука с возможными дефектами.

На реальное звучание колонок укажет совокупность ряда показателей, хотя, безусловно, мощность является важным параметром.

Мощность колонок для ПК или ноутбука может быть и 2 /3 Вт - если речь идет об офисных колоночках, то этого вполне достаточно. Однако оптимальнее, если бы эта цифра была более 3 Вт. Рекомендуется для среднегабаритного помещения до 20кв.м - от 10Вт, по 5 Вт на каждую колонку. Идеально — примерно 20Ватт.

Диапазон частот

Чем он шире — тем круче будет звук. Человеческое ухо способно различать волны на частоте 16-20 до 20000 Гц. Так что если указано, что колонки для ноутбука имеют диапазон от 19 Гц до 15000Гц — это крутые колоночки. Но в среднем, диапазон колонок для ПК в пределах 40 -10000Гц.

Чувствительность

Эта характеристика определяет как раз громкость. При равных показателях мощности двух колонок эффективнее будет та, чья чувствительность выше. Диапазон чувствительности традиционно в пределах 84 – 120Дб. Оптимальная цифра чувствительности не ниже 87 Дб.

Количество полос

Для многих, кто не знаком с нюансами стереозвука эта характеристика не понятна.

Но все очень просто: полосы = количество динамиков. Если в колонках один динамик- значит, однополосный звук, колонка «издает» все звуки из одного динамика. А если в колонки вмонтировано 2-3 динамика - то это значит, что каждому динамику отведена задача воспроизводить звуки разных частот. Так, трехполосные колонки — один динамик для низкой частоты звуков, второй- для средних, а третий — для высокой частоты звуков. И много полосные, естественно, выдают более богатый, сочный, объемный звук, чем однополосный.

Дополнительные детали

Часто встречаются модели, где управление звуком находится сзади - увы, это не лучший вариант. Выбирайте колонки с ручками регулировки громкости впереди или сбоку. Беспроводной пульт управления- неплохо, но как дублирующий вариант, а не единственный.

Обращайте внимание, что ряд функционала может выносится именно в пульт ДУ - переключение входов, тембра. Хорошо, если регулируется каждый диапазон частот отдельно.

Бренд

Разумеется, при выборе техники (и колонки не исключение), стоит использовать правило - профильность бренда. То есть те бренды, которые специализируются на конкретном виде продукции и создают ее давно - предпочтительнее. Поэтому такие марки, как Logitech, Edifier, Microlab - весьма достойный выбор.

Более бюджетные варианты, но с также достойными характеристиками в ряде моделей — у производителей Sven , F&D, Gemix, Genius.

В наш век трудно себе представить человека, который бы довольствовался прослушиванием музыки только при помощи примитивных проигрывателей, радиоприемников или смартфонов. Большинство предпочитает использовать акустические колонки, образующие с усилителем и источником сигнала цельную систему. С помощью разных типов систем (и колонок в том числе) можно получить совершенно разный звук на выходе.

Что такое система акустическая (колонки)?

Для начала рассмотрим, что же собой представляют сами колонки. Любой из нас видит их чуть ли не каждый день. По сути, это обычный корпус (если хотите, ящик), в который вмонтированы динамики.

Само собой разумеется, что динамиков, называемых среди профессионалов диффузорами, может быть несколько. Все зависит от системы, в которой они используются. Так, например, самый простенький радиоприемник или проигрыватель компакт-дисков может содержать один или два динамика (в варианте моно). При воспроизведении стереозвука их может быть по одному или по два с каждой стороны.

Акустические колонки бытового назначения, или громкоговорители, входящие в состав DVD- или Blue-ray-систем, как правило, имеют три динамика и более. По сути, это обычное разделение по воспроизводимым частотам (высокие, средние и низкие). В данном случае каждый динамик отвечает за определенный диапазон воспроизводимых частот.

Отсюда нетрудно сделать вывод, что акустические колонки можно разделить между собой не только по количеству диффузоров, но и по звуковым характеристикам. В принципе, домашние системы воспроизводят звук в диапазоне от 20 Гц до 18-20 кГц. Для качественного звука в этом случае больше и не нужно.

Другое дело - концертные системы, где требуется получить максимально качественный громкий звук без искажений. На этом мы остановимся чуть позже.

Основные типы колонок

Конечно же, разделение на типы, приведенное выше, весьма условно. Достаточно сказать, что по большому счету практически все наиболее распространенные модели колонок можно классифицировать как пассивные и активные системы.

С другой стороны, сегодня существует расширенная спецификация акустических систем, в которой различают такие типы колонок: активные, пассивные, рупорные, электростатические, планарные, напольные, полочные, системы центрального канала, фронтальные, тыловые, низкочастотные (сабвуферы), биполярные, колонки с фазоинвертором или с пассивным излучателем, модели с акустическим лабиринтом, акустические колонки открытого или закрытого типа, изобарические системы и контрапертурные модификации.

Понятно, что рядовому пользователю технические характеристики и принципы работы колонок каждого типа, в общем-то, и не нужны. Поэтому остановимся на том, что будет понятно каждому обывателю.

Пассивные колонки

До недавнего времени самыми распространенными являлись пассивные акустические колонки. Вне зависимости от того, сколько в них присутствует динамиков, они в обязательном порядке подключаются к усилителю. Без этого воспроизведение звука просто невозможно.

Если кто помнит еще советские времена, практически все системы были пассивными, даже такие мощные модели, как, допустим, Radiotehnika серии S. Для своего типа они давали достаточно хороший звук. Если тогда хотелось купить такие акустические колонки, цена многим была просто не по карману. Кстати, и сейчас они не уступают своим зарубежным аналогам.

Активные акустические колонки

Но времена меняются, и на смену пассивной акустике пришла активная. Главное отличие таких колонок состоит в том, что они имеют встроенные предварительные усилители и питаются от электросети.

Как уже понятно, плюс состоит в том, что отпадает необходимость дополнительной покупки усилителя. Собственно, сегодня даже системы, подключаемые к компьютерам, относятся именно к типу активной акустики, не говоря уже о DVD- или Blu-ray-системах со звуком формата 5.1, 6.1 или 7.1.

Студийные мониторы

Студийные мониторы занимают отдельную нишу. Дело в том, что они должны обеспечивать максимальное качество звучания, скажем, звукорежиссеру или музыканту.

Тут первостепенное значение имеет даже не мощность, а диапазон воспроизводимых частот и их разделение при помощи встроенных или отдельно используемых кроссоверов. Что самое интересное, мониторы должны быть, так сказать, универсальными, чтобы после сведения музыкального материала звук на другой акустике не отличался от оригинала.

Концертная акустика

Вероятно, каждый из нас хоть один раз бывал на каком-нибудь концерте и замечал целые выстроенные акустические порталы на сцене. Считается, что лидерами в области концертных акустических систем являются компании Marshall и JBL.

Такие акустические системы состоят из множества отдельных блоков, соединенных между собой. В конечном итоге все они подключаются к соответствующим звукоусиливающим системам, а для регулировки режима работы, общей громкости или звучания инструментов, не беря в расчет усилители, используются современные микшерные пульты. Это избавляет звукорежиссера от необходимости бегать и крутить ручки на каждом усилителе или сценическом мониторе.

Как уже понятно, такие системы являются очень мощными. Так, например, в 1992 году на концерте «Монстры рока в Москве», проходившем на аэродроме в Тушино, мощность звука составляла целых 600 кВт. Да что говорить, за 3 км от летного поля даже в метро слышно было так, как будто рядом стоишь!

Теперь отдельно стоит отметить одно общее правило, вне зависимости от того, какие именно акустические колонки используются в конкретном случае. Уровень громкости для получения кристально чистого звука без малейших искажений, как правило, должен соответствовать половине суммарной мощности всей системы. Если его превысить, начнутся ненужные искажения и запирания, а ведь и динамики могут не выдержать такой нагрузки. В лучшем случае лопнут диффузоры. Как уже понятно, особенно если это профессиональные дорогостоящие модели, обойдется недешево.

Вопрос цен

Хотя по приведенным примерам и можно сказать, что самой дешевой является бытовая акустика или компьютерные колонки, чуть дороже системы 5.1 ии 7.1, еще дороже профессиональные мониторы для студий и т.д. Можно найти и обычные бытовые громкоговорители, которые будут дороже системы 5.1, превосходя ее по техническим характеристикам.

Более того, цена напрямую зависит от множества факторов: тип колонок и используемых динамиков, частотный диапазон, мощность, сопротивление, материал корпуса, год выпуска, наконец, марка производителя. Кроме того, сейчас, если почитать объявления в Интернете, можно купить и б/у технику по цене, заведомо более низкой.

Ну а концертные системы так вообще в расчет не берутся, поскольку их стоимость может достигать десятков или даже сотен тысяч долларов.

Впрочем, некоторые цены привести все-таки можно. Так, например, простейшие миниатюрные колонки типа Dialog AC-02UP можно купить всего за 240 руб. Двойная система типа Defender OnAir S4 или ColorWay Music Ball CW-005 Black стоит около 280 рублей.

Акустика посерьезнее, скажем, Edifier R2000DB или Genius SP-HF2020 Wood стоит порядка 10-13 тысяч руб.

Что касается систем 5.1. или 7.1 (например, Sven HT-200 для компьютерных систем) стоит около 5500 руб, в то время как аналогичная система Focal-JMLab Pack Dome 5.1 и для компьютера, и для домашнего кинотеатра обойдется уже почти в 140 тысяч руб. Системы 7.1 и того дороже.

Что касается цен на студийные мониторы полупрофессионального и профессионального типа, например Mackie CR4 или PreSonus Eris E4.5, то здесь цены стартуют от уровня в 14-15 тысяч руб. за пару. Более серьезные модели (Genelec M040AM, Yamaha MSP7Studio, Mackie HR624 MKII) обойдутся в сумму около 50-60 тысяч руб. за штуку.

Как видим, разборс цен довольно серьезный. Так что тут нужно определиться, в каком ракурсе использовать тот или иной тип акустических систем.

Что предпочесть?

Вопрос выбора, конечно же, решает каждый, исходя из своих потребностей. Однако сегодня можно смело утверждать, что для домашних условий лучшим приобретением станет все-таки активная акустическая система. С подключением пассивных колонок могут возникнуть проблемы в том плане, что у самих колонок и используемых усилителей могут не совпадать показатели мощности, сопротивления и т.д. Таким образом, можно будет, что называется, угробить либо колонки, либо усилитель, либо все сразу. А вот в активных системах производитель появление таких ситуаций полностью исключает, поскольку сами они проектируются уже с учетом всех сопутствующих параметров.