Тест полочных колонок Acoustic Energy AE100: двадцать лет спустя. Что движет звуком

Acoustic Energy AE100 представляют собой компактные двухполосные полочные колонки, относящиеся к категории недорогих моделей и одинаково хорошо подходящие как для стереосистем, так и многоканальных комплектов. В конструкции колонок прослеживается фирменная концепция создания акустики. Оригинальные AE100 были выпущены в 1990-х, и, вместе с более крупными напольными AE109, сделали Acoustic Energy одним из ведущих изготовителей по-настоящему доступной по стоимости акустики.

В отличие от AE1 Active, которые хотя и похожи на них внешне, но относятся к другому типу акустики и имеют другую начинку, AE100 представляют собой дальнейшее развитие недорогих компактных колонок Acoustic Energy, многие из которых были действительно хороши. Модели Aegis, которые заменили оригинальные AE100, были отличными колонками, как и появившиеся в 2015-м году AE101. Однако даже имея такое славное прошлое, компания Acoustic Energy обязана разрабатывать новую акустику.

Очевидно, что у этих маленьких колонок есть много сильных конкурентов. Опытные профессионалы Q Acoustics выпускают очень удачные 3020 по схожей цене, и, после нескольких лет затишья, Mission также возвращается на рынок. Достаточно ли хороши AE100, чтобы выстоять в сложившейся рыночной ситуации?

Параметры
До недавнего времени конструкция доступных по стоимости колонок была более-менее одинаковой. Объяснение этому довольно простое. При скромном бюджете на проектирование и создание об использовании каких-либо экзотических комплектующих и материалов не могло быть и речи. К 2017-му году ситуация немного изменилась – технологии производства были доработаны настолько, что в случае выпуска моделей большими партиями экономия на конструкции уже могла бы быть не такой жесткой. И именно использованные в AE100 комплектующие делают ее более интересной, чем предыдущая версия.

В основном это относится к динамикам. В последние годы Acoustic Energy переходила от использования традиционных для нее излучателей с металлическими диафрагмами к динамикам, выполненным на базе других материалов. В колонках AE100 установлен 4-дюймовый басовик с бумажным диффузором и твитер с 1-дюймовым мягким куполом. Нельзя сказать, что это звучит интригующе, тем более что такие же динамики были и в модели AE101, и хорошо проявили себя. Стоит также заметить, что несмотря на все многообразие материалов, используемых для изготовления диффузоров динамиков, бумага обладает некоторыми преимуществами, которые делают ее отличным выбором. Одно из них заключается в том, что если не приняты специальные меру по настройке звучания колонки, оно будет близко у нейтральному. В этом отношении старые модели Acoustic Energy были сложнее в использовании, так как требовали определенного подбора компонентов системы.

Чтобы обеспечить с помощью сравнительно небольшого динамика насыщенный и убедительный звук, Acoustic Energy оснастила его мощной магнитной системой, которая в сочетании с большим рабочим ходом диффузора позволяет воспроизводить басы со значения 45 Гц, хотя и без указания величины спада характеристики. Одним из факторов достижения этой цифры является использование щелевого фазоинвертора, который уже становится своеобразной визитной карточкой Acoustic Energy. Его форма, в отличие от традиционных круглых фазоинверторов, обеспечивает прохождение такого же объема воздуха, но без слышимых шумов. В колонке AE100 фазоинвертор помещен на заднюю панель, как и в модели AE1 Active, хотя в AE101 он находился спереди. Не похоже, чтобы это серьезным образом повлияло на условия размещения колонки в комнате, и AE100 можно поставить на книжную полку, если требуется.

Здесь есть и другие конструктивные решения, которые мы видели в моделях Acoustic Energy. Твитер помещен в звуковод, который расширяет диаграмму направленности по сравнению с той, которая получилась бы при его простой установке на передней панели. Сигнал на колонку подается с помощью пары надежных винтовых клемм – честно говоря, Acoustic Energy никогда не отличался приверженностью к двухкабельному подключению. Корпус колонки изготовлен из MDF толщиной 18 мм, и, как и у AE1 Active, его углы скруглены.

Дизайн
Уйдя от металлических диффузоров динамиков, Acoustic Energy все же должна была принять меры, чтобы в колонке AE100 остались некоторые узнаваемые черты. Одним из способов достижения этого стал крупный пылезащитный колпачок в центре басового динамика. Это явная визуальная связь со старыми моделями фирмы и удачное решение. Действительно, AE100 можно рассматривать как прекрасный образец промышленного дизайна. Колонки выглядят лаконично и современно, и в то же время полностью ассоциируется с маркой Acoustic Energy. Это также выгодно отличает AE100 от немного скучных Mission LX-2.

С точки зрения качества изготовления колонки превосходят те ожидания, которые вы можете испытывать по отношению к модели стоимостью около $300. Внешняя отделка – черная как у нашего тестового образца или под ореховое дерево – хорошо подходит AE100. В конструкции акустики есть небольшие приятные мелочи, вроде магнитных держателей защитной сетки или хромированной окантовки, удачно сочетающейся с черным покрытием и позволяющей AE100 выглядеть дороже своей стоимости. Возможно, эта модель не обладает таким же уровнем конструктивной проработки, как у Mission LX-2, но качество изготовления и отделки данных колонок все равно значительно выше, чем вы могли бы ожидать от АС стоимостью $300 несколько лет назад.

Как проходило тестирование AE100
Acoustic Energy AE100 были установлены на подставках Soundstyle Z60 на расстоянии 2,5 метра друг от друга, с небольшим разворотом внутрь. В системе использовались интегральный усилитель Naim Supernait2 и ЦАП Oppo Sonica, подключенные через сетевой кондиционер IsoTek Evo3 Sigmas. Некоторые тесты производились через стриминговую систему AVM Evolution CS5.2, также включенную через IsoTek. Для прослушивания использовались музыкальные файлы Lossless и High resolution в форматах FLAC и AIFF, а также сервисы Tidal и Spotify.

Качество звучания
Я мало знаком с оригинальными AE100, но судя по опубликованным обзорам определенные фирменные черты здесь присутствуют. Это были впечатляющие колонки, но в случае неудачного подбора компонентов системы они могли звучать немного ярко и утомительно. Именно поэтому акустика Acoustic Energy того периода хорошо сочеталась с компонентами Arcam Alpha, теплый характер звучания которых удачно компенсировал яркость AE.

Однако AE100 образца 2017 года - это совсем другое дело. Альбом Biffy Clyro «Only Revolutions» хорошо это демонстрирует. Эта насыщенная и суховато звучащая запись может утомлять на неправильной системе. Через AE100 композиция Many of Horror звучала мощно и энергично, но без резкости или перегрузки на пиках сигнала. Хорошо передается ритм и индивидуальные особенности исполнения, даже если поставить что-то побыстрее. По-настоящему убойная композиция Get Your Fight группы Prodigy воспроизводилась энергично и мощно.

Одно из объяснений такого звучания – басы. AE100 оснащены даже меньшими по размеру динамиками, чем Q Acoustics 3020 или Mission LX-2, но, это, похоже, не оказывает влияния на их басовый диапазон. Характеристика Acoustic Energy спадает немного раньше, чем у Mission, но это не мешает ей в конкурентной борьбе с соперниками. Не зависимо от заявленных характеристик, низкие частоты у AE100 достаточно энергичные для полновесного звучания музыки и хорошо согласованы с остальным диапазоном.

С другой стороны, преимущества динамика меньших размеров заметно проявляются на средних частотах, а его интеграция с твитером впечатляет. Прослушивание «Pretty Little Thing» Fink показало способность AE100 передавать характер композиции так, что нам уже хотелось просто наслаждаться музыкой, а не анализировать ее звучание. По сравнению с Mission LX-2 у этих колонок не такие звонкие верха, но согласованность и музыкальность их звучания очень хорошие.

Этому способствует натуральный тональный баланс, на который в первый момент можно и не обратить внимание, но после нескольких часов прослушивания музыки вы поймете, что он очень «правильный». Здесь есть гладкость и утонченность, но при этом хорошая детальность и увлекательность. В композициях вроде Spaces Нила Фрама фортепиано воспроизводится очень хорошо. AE100, как и любые компактные колонки, не могут в полной мере воспроизвести масштаб его звучания, но оно получается вполне убедительным.

Тестирование AE100 совместно с системой «все-в-одном», обладающей пространственной стереокартиной, позволило колонкам продемонстрировать сфокусированное звучание. Хотя между АС сцена была выстроена хорошо, за пределы расстановки колонок она практически не выходила. При широком расположении АС, которое использую я, проблем это не создавало, но те, кто будет устанавливать их ближе друг к другу, могут обнаружить, что стереокартина получается уже, чем у конкурирующих моделей. Но в то же время звуковая сцена у AE100 более глубокая и детализированная. Как и предшественница, AE100 довольно требовательна к качеству компонентов системы. На это следует обратить внимание – заметим, что сейчас хорошая Hi-Fi-техника может стоить совсем недорого – и, если остальные устройства в системе также имеют ограниченную стереокартину, результат может получиться неудовлетворительным.

Заключение
В то время как многие компании-изготовители акустических систем выпускают модели, стоимость которых не ниже $600, нам очень приятно видеть более доступные по стоимости колонки. Эти компактные АС представляют собой нечто большее, чем обычная недорогая модель, предназначенная для использования в тыловых каналах домашнего кинотеатра. AE100 отличаются от других колонок за сравнимую стоимость и превосходят те ожидания, которые мы обычно испытываем по отношению к подобной акустике. Их конструкция предполагает некоторые ограничения на краях частотного диапазона ради получения большей согласованности в середине, и здесь AE100 превосходят другие модели в этой ценовой категории.

Лучше ли AE100, чем Mission LX-2 или Q Acoustics 3020? Эти две АС формируют более широкую стереокартину, но уступают AE100 по увлекательности и сладкозвучию. В зависимости от системы, к которой они будут подключены, Acoustic Energy способны превзойти своих конкурентов. Хотя AE100 и не производят сногсшибательного впечатления, они полностью достойны нашей самой искренней рекомендации.

Вердикт
Общая оценка – 8 из 10

Понравилось:

Приятное согласованное звучание

Привлекательный дизайн

Не понравилось:

Немного смягченное звучание на краях частотного диапазона

Требовательны к качеству системы

Ограниченное количество вариантов отделки

Оценки
Качество изготовления – 8 из 10
Подключение – 7 из 10
Качество звука – 8 из 10
Легкость использования – 9 из 10
Функции – 7 из 10
Соотношение качество/цена – 8 из 10
Вердикт – 8 из 10

Вы никогда не задумывались, почему в большинстве студий для контроля звучания используется активная акустика? Профессионалы всегда добиваются максимального результата самым простым и эффективным способом, и в данном случае это не только разумное использование средств, но и техническая целесообразность.

РАВНЕНИЕ НА ПРОФИ

Хорошей иллюстрацией сказанному может стать перечень аппаратуры, которая нам понадобилась для построения нынешней системы — CD-проигрыватель с регулируемым выходом плюс набор кабелей: пара линейных и три сетевых. Вместо того, чтобы тратить деньги на усилитель и акустические провода, можно позволить себе источник подороже, или же купить ещё один – сетевой плеер, например. Вот вам первый аргумент в пользу активной акустики.

Второй приведу на примере уже конкретных систем, которые мы собираемся испытывать. Напомню, что мониторы AE1 выпускались в разных модификациях 30 лет, это была самая первая и чрезвычайно успешная модель, созданная инженерами Acoustic Energy. Отметить этот юбилей компания решила выпуском самой радикальной, активной версии своего бестселлера.

Размеры корпуса у AE1 Active те же, что у – 30 х 18,5 х 25 см, да и конструкция та же – двухполосная, с 125-миллиметровым мидбасовым драйвером и крупным твитером. Но на этом сходство заканчивается. Каждая головка в модели Active работает от собственного 50-ваттного усилителя класса АВ. Питание тоже «аналоговое» — от линейного источника с сетевым трансформатором.

Каждая головка в AE1 Active работает от собственного 50-ваттного усилителя класса АВ. Питание тоже «аналоговое» — от линейного источника с сетевым трансформатором.

Полосы делятся на частоте 3500 Гц активными фильтрами Линквица-Райли четвёртого порядка (24 дБ/октаву). В этом и заключается главное преимущество активной системы – между выходом усилителя и динамиком нет громоздких катушек и конденсаторов, которые ухудшают демпфирование и поглощают часть энергии. Кроме того, реализовать четвёртый порядок на пассивных элементах (а они должны быть качественными) громоздко и дорого. Активные фильтры, наконец, проще сделать фазолинейными, да и в настройке они гораздо более гибкие. А в нашем конкретном случае ещё и возможность адаптировать мониторы для конкретных условий по НЧ и ВЧ в пределах -2, 0, +2 дБ трёхпозиционными переключателями на задней панели. Сигнал можно подавать и по балансному кабелю XLR, и по обычному, через гнездо RCA. Громкость регулируется отдельной ручкой сзади. При подаче сигнала 1 вольт RMS получается звуковое давление 105 дБ, так что можно подключать CD-проигрыватель с фиксированным выходом, а громкость задавать на мониторах. Не слишком удобно, зато тракт получится максимально короткий.

Теперь рассмотрим сами головки. Диффузоры мидбасовых драйверов — из спечённого алюминиевого порошка с добавлением керамической крошки. Оптимальное сочетание массы, жёсткости и демпфирования внутренних резонансов. Высокий конический пылезащитный колпачок узнаваем сразу, он уже стал визитной карточкой всех моделей AE1. Драйвер работает в фазоинверторном оформлении, причём порт не круглый, а выполнен в виде узкой щели на задней стенке.

27-миллиметровый алюминиевый купол твитера помещён в фирменный волновод WDT (Wide Dispersion Technology), расширяющий диаграмму направленности. Если присмотреться, можно заметить и небольшую круглую наклейку на внутренней стороне защитной сетки. Это т.н. апертурное тело для оптимизации фазовой характеристики. Кстати, за всю свою практику не припомню, чтобы производитель указывал дисперсию своей акустики. У AE1 Active она заявлена с солидным размахом – 130 градусов по горизонтали и 120 по вертикали.

Внутри корпуса, склеенного из 18-миллиметровых плит MDF, установлены стяжки и демпфирующие панели. Мониторы на фото – в отделке «палисандр» (125000 руб. пара), яркий лакированный шпон буквально светятся под софитами. Но можно выбрать варианты подешевле – белый и чёрный зеркальный лак (99000 руб.).

27-миллиметровый алюминиевый купол твитера помещён в фирменный волновод WDT (Wide Dispersion Technology), расширяющий диаграмму направленности.

Должен сказать, что английские специалисты, уделив столько внимания пространственным характеристикам мониторов, добились поистине феноменальных результатов. Звуковое поле насыщено подробностями и совершенно однородно не зависимо от того, на каком расстоянии вы слушаете. Картина ощущается объёмной и в ближнем поле, и в трёх – четырёх метрах от передней линии, а глубина сцены почти не зависит от уровня громкости. Это заслуга не только волновода WDT, но и разделительных фильтров с минимальными фазовыми сдвигами. На пассивных элементах добиться столь точного сведения полос без временнЫх погрешностей было бы крайне затруднительно.

Соответственно, музыкальный баланс воспринимается цельным, без акцента на отдельные инструменты или группы. Деревянные и медные духовые, струнные, ударные – всё в полной гармонии и, слушая, даже не задумываешься, что всё богатство спектра воспроизводится двумя небольшими динамиками. Мы слушали в акустически обработанном помещении, избытка ВЧ не ощущалось, но если у вас комната звонкая, переключатель TREBLE в положение -2 дБ — и нет проблем.

Но главное преимущество активного полосного усиления ощущается в нижнем регистре. Во-первых, это контроль. Динамик шунтируется выходным сопротивлением усилителя, которое задаётся глубиной обратной связи. Переборщить с этим тоже нехорошо, звук получится сухим, неестественным. У AE1 Active коэффициент демпфирования подобран грамотно – атака быстрая, не смазанная, что особенно хорошо чувствуется на щипковых инструментах. Удар хлёсткий, на мощных басовых нотах диффузоры ходят, словно поршни с пугающей амплитудой, но в пределах хорошо контролируемой зоны. Не исключено, что в НЧ-усилителе имеется фильтр инфранизких частот: динамик честно отрабатывает отведённый ему диапазон, но не пытается заходить глубже, где резко падает отдача и растут искажения. И что ценно, щелевой порт не свистит – лишь на большой громкости слышен лёгкие шорохи, если поднести ухо поближе к задней стенке. Не скажу, что динамический потенциал здесь безграничен, но при таких габаритах корпуса громкость неискажённого звучания может озадачить неискушённого слушателя.

Удар хлёсткий, на мощных басовых нотах диффузоры работают, словно поршни с пугающей амплитудой, но в пределах хорошо контролируемой зоны.

Из всех перечисленных технократических моментов складывается общее впечатление от новых систем Acoustic Energy. Совершенно очевидно, что главной целью при их создании была именно мониторность, т.е. предельно точная и вместе с тем комфортная подача музыкального материала. На это указывает и то, что в AE1 не стали встраивать ни ЦАПы, ни беспроводные модули, предпочтя чистую хай-файную классику. Так они и звучат: сбалансировано, с высоким разрешением по всему диапазону, динамично и уверенно на всех музыкальных жанрах. Чёткое разделение инструментов, прекрасное чувство ритма, высокая разборчивость на фонограммах с насыщенным спектром. Но чтобы получить максимум от этой пары, имеет смысл подобрать сетевые кабели, они влияют на передачу атмосферы и локализацию мнимых источников в верхнем диапазоне.

По эффективности вложенных средств это очень привлекательный вариант – четыре усилителя с очень грамотными акустическими системами менее чем за 100 тыс. рублей.

Профессионалы выбирали бы этот вариант, а чем мы хуже?

  • CD-проигрыватель Creek CD-100
  • Кабели:
    • межблочные Studio Connections Reference XLR
    • cиловые ISOL 8 IsoLink, Shunyata Research Ztron Z-PC10
  • Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
  • Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
  • «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
  • Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013

Так они и звучат: сбалансировано, с высоким разрешением по всему диапазону, динамично и уверенно на всех музыкальных жанрах.

AE1 Active

Производитель: Acoustic Energy, Ltd. (Великобритания)

www.acoustic-energy.co.uk

Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: щелевой фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 40 – 25000 Гц (+/- 6 дБ) || Частота раздела полос: 3500 Гц || Кроссоверы: активные Линквица-Райли 4-го порядка || Чувствительность (при 104 дБ на 1 кГц): 1 В RMS || Максимальное/пиковое звуковое давление: 105/115 дБ || Мощность встроенных усилителей НЧ/ВЧ: 50/50 Вт || Диаграмма направленности по горизонтали/вертикали: 130/120 град. || Коррекция АЧХ по НЧ и ВЧ: -2, 0, +2 дБ || Отделка: белый и чёрный лак, Piano Cherry Veneer || Габариты 300 x 185 x 250 мм || Масса 1 шт.: н.д. || Цена за пару: 99000 руб. в лаковой отделке, 125000 руб. в шпоне.

Редакция благодарит московский Salon Hi-Fi за помощь в проведении теста

Очередное знакомство с новинками Acoustic Energy не предвещало сюрпризов. С характером звучания этого бренда я хорошо знаком. Да что там - новые АЕ109 и выглядят так, словно за прошедшие годы ничего принципиально не поменялось. Но жизнь полна неожиданностей - новые АЕ сотой серии это, по-моему, совсем другие АЕ.

Ничего лишнего

Модели Acoustic Energy, которые я тестировал ранее, и по звучанию, и по стилю всегда представляли собой цельное, законченное изделие. И тут невольно задаешься вопросом: что же еще можно улучшить, чтобы не навредить и не нарушить выверенный баланс?


На первый взгляд - ничего общего, но это одна и та же модель

Новые AE109 выглядят исключительно гармонично - компактные, очень аккуратные напольники. Небольшие СЧ/НЧ-динамики и рупор твитера установлены так, что на поверхности фланцев не видно ни одного винта или шурупа. Корпус имеет скругленные грани, при этом скругления использованы как элемент дизайна, например, боковые грани верхней панели визуально смягчают контур, как и плавный переход на стыке дна с передней и задней панелью. Даже щелевой порт фазоинвертора очерчен нечетко - его внутренняя поверхность плавно перетекает в плоскость корпуса. В итоге с какой стороны на эти колонки ни посмотри, взгляд скользит свободно, ни за что не цепляясь.

Думаю, когда в ассортименте появится отделка белым матовым лаком, она станет подходящим вариантом для интерьеров, требующих незаметной акустики. Пока же доступны два цвета: матовый черный и винил цвета орех (издалека выглядит как хороший натуральный шпон, а по оттенку цвета напоминает классическую отделку колонок золотой эры Hi-Fi).

Проще простого

В описании модели AE109 нет информации об уникальных технологиях, вроде диффузоров из космических сплавов или криогенной обработки звуковых катушек. В конце концов, это недорогая модель и все технологии узнаваемы, понятны и хорошо известные.

Мягкий тканевый купол имеет увеличенный размер 28 мм. Это способ сделать стыковку полос менее заметной, а звучание верхних полнее и естественнее. Технология WDT, управляющая рассеиванием звуковой волны (ее часть - рупорное оформление высокочастотника), тоже знакома по другим моделям Acoustic Energy.


Большой тканевый купол погружен в неглубокий рупор

СЧ/НЧ-излучатели - абсолютная классика. И даже не столько для Acoustic Energy, сколько для индустрии в целом. Диффузоры изготовлены из бумаги с защитным полимерным покрытием. В центре располагается узнаваемый пылезащитный колпачок в форме широкого конуса. Точно такой же мы видели и на других динамиках Acoustic Energy, например, с алюминиевыми диффузорами. Подвес - резиновый, обеспечивающий большой рабочий ход. Магнитная система динамиков AE109 имеет увеличенную мощность, в результате чего мощность самих колонок - 150 Вт. Для таких малышей - более чем хорошо!


Способ крепления динамиков остался загадкой. Шурупов нет, шпильки сзади тоже нет

Ключевой элемент - кроссовер, как это было всегда у Acoustic Energy. Этим инструментом инженеры компании владеют виртуозно. И хотя они далеко не единственные, кто стремится получить линейную АЧХ и сделать кроссовер фазолинейным, по моему наблюдению, именно у инженеров Acoustic Energy эти характеристики получаются действительно линейными от модели к модели. Набор элементной базы у всех производителей вроде один и тот же, а вот результат почему-то получается совершенно разный...


Благодаря широким фланцам динамики выглядят больше, чем они есть на самом деле

Корпус АЕ109 выполнен из 18 мм МДФ и имеет ребра жесткости и перегородки внутри, которые не только делают его жестче и прочнее, но еще и помогают бороться со стоячими волнами. Единственное принципиальное отличие от конкурентов той же ценовой ниши - наличие отсека с утяжелителем, который уже заполнен на фабрике. В результате каждая колонка весит более 17 кг. Обычно у колонок за эти деньги даже пустого отсека для засыпки нет.

Качество и количество

Прежде чем вслушиваться в детали и тонкости звучания любой акустики, нужно найти правильное место в помещении. В этом плане Acoustic Energy AE109 не исключение. Передвигая колонки по комнате, можно получить разное количество баса, но при этом даже в самом невыгодном положении они не дают гула. Направленность твитеров довольно специфическая: строго на оси звучание верхних довольно острое, колкое, если же отклониться от оси излучения, величина угла поворота уже не имеет особого значения. Комната хорошо заполняется звуком. Наилучшая сцена и ровный тональный баланс получился в ситуации, когда оси излучения были почти параллельны друг другу, с минимальным поворотом внутрь, в сторону слушателя. В качестве полезного побочного эффекта это дает удивительно равномерное заполнение помещения звуком.


Шипы как неотъемлемая часть любой серьезной акустики

Колонки имеют хорошую перегрузочную способность и могут воспроизводить музыку по-настоящему громко. Для комнаты площадью 15-20 метров вариант вполне подходящий и без сабвуфера. Масштаб звуковой картины при этом вполне соответствует ожиданиям. Сцена выстраивается как раз в том размере, в котором это могут и должны делать колонки таких габаритов. Тут, как говорится, без чудес.

Разобравшись с установкой и пределом возможностей с чисто технической точки зрения, пришло время говорить о качестве звучания. Я назову три главных фактора: хорошая макро- и микродинамика, разрешение и очень ровный тональный баланс. Тот случай, когда с первых звуков хочется уточнить: цена колонок за пару или штуку? Все основные показатели говорят о том, что перед нами колонки на класс выше, чем они должны быть.


Выбор компонентов определяет в данном случае характер звучания

И если раньше я охарактеризовал бы звуковой почерк Acoustic Energy скорее как мониторный, точный, но склонный к аналитичной подаче музыкального материала, система, состоящая из АЕ109 и компонентов Creek, удивила меня живостью звучания и способностью буквально с первых нот вовлечь в прослушивание музыки. Много раз я ловил себя на том, что давно уже перестал вникать в нюансы звучания, просто сижу и получаю удовольствие от прослушивания. Причем жанр музыки не имеет никакого значения. Одинаково эффектно звучал металл в исполнении Amon Amarth и нежный джазовый вокал Jheena Lodwick. Сложность музыкального материала и качество записи также не имели принципиального значения. Незатейливые рок-хиты с первого альбома Rainbow звучали не менее выразительно, чем самые шумные и замороченные песни Muse.


Фазоинвертор интегрирован вдоль верхней кромки корпуса

Характер звучания самой акустики при этом было сложно как-либо выделить или охарактеризовать. Хочется отметить высокую ритмичность и «скорострельность», но этот фактор не доминирует и никак не выделяется на общем фоне, пока не представится подходящий случай, например, что-нибудь из Michael Jackson. И в нужный момент AE109 выстреливают так, что невольно удивляешься.

То же самое с остальными качествами. Как можно описать ровный тональный баланс? Скорее по косвенным факторам: любая музыка звучит понятно, разборчиво, без перекосов, выделения вокала или других инструментов. При этом если запись резкая или яркая, она остается понятной в музыкальном плане и не будет «резать слух». Учитывая всеядность, динамичность и высокое разрешение, хочется рекомендовать AE109 для классики, сложного джаза, прогрессива, однако и простую музыку они играют не менее качественно.

Мистер Совершенство

Все попытки найти в звучании недостатки кончаются ничем. На некоторых записях мне показалось, что твитер дает характерный «песочек» в верхней части диапазона, но стоило продвинуться по плейлисту чуть дальше - и стало очевидно, что это проблемы некоторых записей, а не воспроизведения. Если тарелки записаны чисто, они звучат как настоящие, а причина слышимого «песка» - несовершенство микрофонной техники или мастеринга.


У АЕ109 только одна пара клемм, поэтому выбирайте усилитель особенно тщательно

На тяжелой музыке, при воспроизведении на громкости сильно выше средней, были слышны искажения, мощности Creek A50 в 50 Вт оказалось маловато. Но переход к более мощному усилителю Astin Trew AT2000Plus снял все вопросы. Ручку громкости теперь можно было поворачивать дальше без потери в качестве и комфортности звучания. А заодно стало ясно, насколько прозрачна акустика и как хорошо она раскрывает характер звучания электроники.


С усилителем Astin Trew AT2000Plus акустика зазвучала совсем по-другому

С более дорогим усилителем Astin Trew AT2000Plus звук стал детальнее, появился акцент в области верхней середины, но общий характер я бы описал как аристократичный. После него работа с Creek показалась хоть и более сбалансированной, но уже не такой утонченной. Другими словами, у AE109 весьма солидный потенциал, и хотя связка с тем же Creek выглядит адекватной и по классу аппаратуры, и по цене, вполне можно задуматься о компонентах подороже.

Выводы

Я не преувеличу достоинства AE109 ни на йоту, если скажу, что для своего бюджета это эталонная акустика. Каждый раз, когда хочется что-то добавить в их звучание, оказывается что это «что-то» будет отклонением от истины, акцентом или окрашенностью. Настоятельно рекомендую послушать эту модель.

Единственный момент, который стоит учесть: выбор усилителя. Эти малыши на самом деле достаточно прожорливы, и если вы планируете включать музыку громко, усилитель лучше выбрать мощностью порядка 100 Вт. Для умеренной громкости добротных 50 Вт в принципе хватит. Ну и конечно, не стоит забывать о качестве компонентов: их характер, достоинства и недостатки акустика раскроет одинаково успешно.


AE109 - идеальная референсная акустика, которую только можно себе представить в данной ценовой категории

Найти какие-то принципиальные недостатки в этой модели я не смог. Разве что пожелаю производителю добавить в модельный ряд побольше современных и ярких расцветок. В остальном - это просто подарок! Стоит только подумать, сколько стоила бы эта пара колонок, не скакни несколько лет назад курс доллара, и голова идет кругом. В процессе тестирования я не раз ловил себя на том, что мысленно сравнивал основные характеристики звучания этой системы с комплектом High End стоимостью в три-четыре раза дороже, и результаты этого сравнения были очень противоречивы.

Достоинства: отличный тональный баланс, детальное и интересное звучание, отличная ритмичность и динамика, большой вес

Недостатки: существенные недостатки отсутствуют

Цена: 49 500 рублей (винил цвета орех), 54 900 рублей (матовый черный)

Паспортные данные

Акустическое оформление: щелевой фазоинвертор

Количество полос: 2,5

ВЧ динамик: 28 мм, тканевый купол

СЧ/НЧ динамик: 2х 100 мм, бумажный конус

Частота раздела кроссовера: 2300 Гц

Диапазон частот: 40-35000 Гц

Чувствительность: 89 дБ

Максимальное звуковое давление: 113 дБ

Импеданс: 4 Ом

Мощность: 150 Вт

Габариты: 800х160х240 мм

Теоретические основы создания Hi-Fi-громкоговорителя на первый взгляд просты: качественные драйверы и разделительный фильтр нужно установить в хорошо заглушенный корпус определенного объема. Но эта простота - обманчивая: на пути к «высокой звуковой верности» создателя АС поджидают многие препятствия, не укладывающиеся в рамки теории. Посмотрим, как справились с этим инженеры британской фирмы Acoustic Energy, создавая АС флагманской линейки Reference. Ведь слово Reference в названии производителя, означает, что перед вами воплощение всех возможностей, талантов и опыта разработчика – по-настоящему эталонный продукт!

В далеком 1987-м основатели Acoustic Energy (АЕ) прекрасно понимали стоящие перед ними трудности. Дело в том, что свою будущую продукцию они рассчитывали в первую очередь на самых строгих потребителей - на профессионалов. Высокие требования дали соответствующий результат: появившийся год спустя первенец, полочный «двухполосник» АЕ1, обеспечивал беспрецедентные по тем временам точность прорисовки звуковой сцены, широту динамического диапазона и степень прозрачности звучания в совокупности с умением отрабатывать сигнал высокой мощности.

«Должен сказать, что AE1 - одни из изящнейших, самых прозрачных колонок, что я когда-либо слышал… Это новый уровень в искусстве создания миниатюрной акустики», - пишет Джон Аткинсон в тесте журнала Stereophile 1987 года.

Еще через год на суд экспертов была представлена «расширенная» версия АЕ1, колонка АЕ2 (оставаясь двухполосной, она была оснащена не одним, а двумя НЧ/СЧ-драйверами), а вскоре АЕ1 и АЕ2 появились в «люксовой» модификации Signature, улучшенные как по техническим характеристикам, так по внешней отделке. В результате продукцию Acoustic Energy высоко оценили музыканты, а также инженеры звукозаписи - в 1991 и 1992 годах АЕ1 получила премию Hi-Fi Award как лучший британский громкоговоритель.

Затем случилось закономерное: акустическую систему небольших размеров и профессионального уровня звучания захотелось иметь и аудиофилам. Фирма вышла на «бытовой» рынок и с тех пор удерживает на нем прочные позиции. В настоящее время ее продукция экспортируется более чем в 50 стран мира. В 1995 г. Acoustic Energy перенесла основное производство в Малайзию, что позволило снизить себестоимость и разработать высококлассную продукцию начального уровня, а также расширить присутствие в сегменте АС премиум-класса и домашнего кинотеатра: в арсенале фирмы появились линейки «100»,«200», Aegis, Aego, Evo. Затем их эстафету переняли семейства Aelite, Liniar, Neo и премиальная линейка Radiance. В 2006 г. началось производство всепогодных громкоговорителей и реплики АЕ1 (колонка получила почетный титул Classic). В 2009 г. были обновлены Neo V2.

Acoustic Energy AE 2 signature

Сегодня актуальный модельный ряд Acoustic Energy состоит из линеек Series 1, Series 3, Radiance, Professional и Reference. Философия АЕ, по собственному выражению специалистов фирмы, предельно проста: создавать инновационные акустические системы, применяя новейшие технологии - но продуманно и элегантно.

Модели Reference соответствуют этому кредо полностью: за прототип взята упомянутая выше акустика AE1 и АЕ2, применяются новые технологии и современные материалы. Между тем конструкция Reference 1 и 2 оказалась настолько удачной, что эти полочники выпускаются уже четвертый год практически без доработок, а в 2013 г. на их основе были созданы напольные громкоговорители Reference 3. Винтажная акустическая система АЕ1 Classic также входит в линейку Reference, являясь в ней единственным фазоинверторным громкоговорителем. Остальные колонки Reference имеют акустическое оформление типа «закрытый корпус».

Демпфирование и жесткость


Полочная акустика Acoustic Energy AE Reference 1 в отделке черным и белым рояльным лаком

По заказу фирмы был проведен обширный комплекс научно-исследовательских работ, в результате которых удалось создать уникальный материал для корпуса колонки. Обладая толщиной всего 15 мм, он состоит из трех слоев. Внешний слой представляет собой 7-мм плиту из МДФ; средний - высокоплотную резину толщиной 3 мм, внутренний же является 5-мм сэндвичем из МДФ с прослойками компаундов на основе синтетических смол с различной вязкостью. (У напольной колонки Reference 3 внутренний слой корпуса выполнен не из сэндвича, а из жесткой 5-мм МДФ-плиты.) За счет тщательно сбалансированных свойств разнородных слоев создается т.н. напряженная конструкция, эффективно изолирующая вибрации внутренней стенки от внешней, дабы последняя не излучала нежелательные призвуки.


Полочная акустика Acoustic Energy AE Reference 2

Однако для эффективного демпфирования необходимо предотвратить и распространение вибраций по корпусу АС, т.е. повысить жесткость последнего. Для этого в колонках Reference применяется система внутренних стяжек. У модели Reference 1 они X-образные, одновременно играющие роль акустического лабиринта, который поглощает звуковое излучение НЧ/СЧ-драйвера, направленное внутрь корпуса. Оно уже не возвращается на диффузор, отразившись от внутренних стенок, и не оказывает пагубного влияния на работу драйвера.


Напольная акустика Acoustic Energy AE Reference 3

В более габаритных Reference 2 установлена пара НЧ/СЧ-драйверов, поэтому пришлось применить другое решение: здесь стяжки распределяют энергию тылового излучения внутри корпуса так, чтобы она эффективно поглощалась стенками. В результате столь оригинального подхода инженерам удалось создать корпус, обладающий и эффективным демпфированием, и низким коэффициентом передачи звуковых волн, и крайне малыми амплитудами резонансных частот, т.е. высокой жесткостью. Фактически конструкция «закрытого корпуса» Reference 1 и Reference 2 стала эталонной в своем классе. Корпус АЕ1 Classic выполнен из 22-мм МДФ с внутренними стяжками из того же материала, но более высокой плотности.

Что движет звуком

Разговор о динамиках начнем с твитера. Это кольцевой излучатель (Ring Radiator) с тканым куполом от одного из самых уважаемых производителей - датской фирмы Vifa Audio. С ее исследовательским центром специалисты АЕ тесно сотрудничают уже много лет, что позволило разработать оригинальный излучатель - благодаря применению новых материалов и более мощной магнитной системы (в частности, за счет введенных в магнитную цепь шунтирующих колец оригинальной конструкции снижены искажения).


Твитер напольной акустики Acoustic Energy AE Reference 3

В качестве акустического оформления используется волновод DXT (Diffraction Expansion Technology), позволяющий получить однородное излучение как на оси излучателя, так и вне ее. Партия модифицированных ВЧ-динамиков Vifa эксклюзивно изготавливается по собственной спецификации для колонок серии Reference. У колонки AE1 Classic купол 25-мм твиттера выполнен из магниевого сплава и защищен алюминиевым грилем.

НЧ/СЧ-драйверы акустики АЕ традиционно имеют фирменные диффузоры из углеродного материала и алюминия и конический защитный колпачок на керне, улучшающий характеристики направленности излучения. Однако для флагманских АС эта фирменная концепция приобрела новые особенности: диффузор изготовлен из сплава сверхлегких металлов, что способствует реалистичному воспроизведению частот, находящихся даже за пределами рабочего диапазона (благодаря тому, что поршневой характер движений диффузора сохраняется на всех частотах). Мощные магниты и двухслойные звуковые катушки на сплавном каркасе позволяют работать с входным сигналом высокой амплитуды. Подвес из вспененного материала обеспечивает необходимые характеристики демпфирования, отвечающие за глубокий бас и одновременно высокое разрешение в СЧ-диапазоне. За счет эффективного отвода тепла снижена степень термокомпрессии, то есть изменения звучания после продолжительной работы на высокой громкости.


СЧ/НЧ-динамик полочной системы Acoustic Energy AE Reference 1

В Reference 1 применен один НЧ/СЧ-динамик с увеличенной длиной зазора магнитной цепи и повышенной величиной смещения. Он позволяет получить удивительно глубокий бас в корпусе относительно небольших габаритов. Трехполосный «напольник» Reference 3, помимо СЧ-динамика с диффузором из алюминиевого сплава, оснащен двумя длинноходовыми НЧ-драйверами с усиленной магнитной системой. Двойная звуковая катушка из алюминиевого провода соединена с алюминиевым же диффузором методом термосвязи и образует жесткую конструкцию с высокой линейностью колебаний и улучшенным отводом тепла. Колонка AE1 Classic оснащена НЧ/СЧ-драйвером с 110-мм диффузором из керамического сэндвича с алюминиевым конусом в центре.


«В плане жанровых предпочтений - акустика в тесте хорошо справилась с малосоставным джазом и блюзом, с большими джазовыми оркестрами, классикой рока, электроникой, классической и хоровой музыкой, в том числе с большими составами. Только некоторые записи тяжелого жанра не пришлись ей по душе», - так оценил акустику Виктор Горбатов в тесте журнала

Разрабатывая разделительные фильтры, специалисты АЕ придерживаются концепции максимальной простоты пути сигнала, используя минимум компонентов, но при максимально высоком их качестве. В кроссоверах колонок Reference установлены полипропиленовые конденсаторы с большим запасом по рабочему напряжению, катушки индуктивности с наборным сердечником и трансформатор согласования чувствительности ВЧ- и НЧ-звеньев. В ВЧ-звене отсутствуют резисторы, что снижает уровень искажений и придает звучанию верхних регистров открытость и слитность. Во всех моделях Reference плата разделительного фильтра механически изолирована от корпуса АС посредством специального эластомерного покрытия. Высококачественные клеммы производства WBT обеспечивают надежное подключение акустического кабеля.


Клеммы для подключения акустических кабелей от усилителя (производство WBT) на системах Acoustic Energy AE Reference 1 (слева) и AE Reference 2 (справа)

Флагманские громкоговорители должны радовать не только слух, но и глаз. В связи с этим корпуса колонок Reference отделываются вручную - шпоном коромандельского черного дерева (макассар), в структуре которого изящно сочетаются темно-красные и темно-коричневые линии. Этот шпон - твердый и хрупкий, требующий от краснодеревщиков незаурядного мастерства. Дабы ярче выявилась фактура шпона, его вручную покрывают девятью слоями прозрачного рояльного лака, причем каждый слой после высыхания полируется (опять же вручную). И даже панель с акустическими клеммами изготовлена из черного дерева ручной полировки.

Куда ставить будем?

Для «полочников» Reference фирма AE выпускает специальные подставки высочайшего качества. Они идеально подходят по дизайну и спроектированы с учетом получения механической стабильности и наилучшего качества звучания установленных АС. Подставки изготовлены из того же уникального многослойного материала, который применяется для корпусов акустических систем, и служат надежной и инертной опорой. Они покрыты черным матовым лаком и украшены вставками из шпона коромандельского черного дерева.


Подставки производства Acoustic Energy под полочную акустику серии Reference

Замысловатость акустических расчетов не обманула специалистов АЕ. Не жалея сил, средств и времени, они решают проблемы, которые акустику-теоретику могли бы показаться второстепенными. Невольно вспоминается классическое: «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». По-видимому, инженеры Аcoustic Energy не забывают об этом ни на минуту, и в этом - философия их успеха.