Технологические процессы на камере пуска и приёма средств очистки и диагностики. ТТК. Монтаж узла запуска (приема) внутритрубных устройств на магистральном газопроводе Камера пуска очистных устройств нефтепровода

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

МОНТАЖ УЗЛА ЗАПУСКА (ПРИЕМА) ВНУТРИТРУБНЫХ УСТРОЙСТВ НА МАГИСТРАЛЬНОМ ГАЗОПРОВОДЕ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по сооружению узла запуска (приема) внутритрубных устройств на магистральном газопроводе.

Рис.1. Смонтированный узел запуска (приема) очистных устройств


1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по монтажу узла запуска (приема) внутритрубных устройств на газопроводе, рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются:

- рабочие чертежи;

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР); производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по монтажу узла запуска (приема) внутритрубных устройств на газопроводе с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по монтажу узла запуска (приема) внутритрубных устройств на газопроводе. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

Конструктивные особенности по монтажу узла запуска (приема) внутритрубных устройств на газопроводе решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по монтажу узла запуска (приема) внутритрубных устройств на газопроводе, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по монтажу узла запуска (приема) внутритрубных устройств на газопроводе.

2.2. Работы по монтажу узла запуска (приема) внутритрубных устройств на газопроводе выполняются, в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов, а также время, связанное с подготовкой к работе и проведение ЕТО, перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машинистов строительных машин и рабочих - 10 мин через каждый час работы.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при монтаже узла запуска (приема) внутритрубных устройств на газопроводе входят:

- разработка котлована;

- устройство основания под фундаменты;

- монтаж фундаментов из сборных железобетонных плит;

- устройство монолитных фундаментов;

- гидравлическое испытание камеры приема (запуска);

- монтаж камеры запуска (приема) на фундаменты;

- вварка камеры запуска (приема) в трубопровод;

- сборка и установка обводной линии;

- сборка и установка байпасной линии крана Ду300 на обводной линии;

- обратная засыпка котлована грунтом и послойное трамбование пазух;

- окраска надземных частей камеры запуска-приема.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор Hitachi ZX 200-3 (объем ковша 1 м, глубина копания 5,9 м, 22,3 т); бульдозер Б170М1.03ВР (на базе Т-170, емкость отвала 4,28 м); виброплита TSS-VP90N (90 кг); автосамосвал КамАЗ-6520 (20,0 т); автомобильный кран КС-55713-1 "Галичанин" (грузоподъемностью 25 т); самоходный сварочный агрегат АС-81Т на шасси трактора К-703МА (агрегат имеет четыре сварочных поста в качестве источника питания сварочного тока агрегат оснащен выпрямителем ВДМ-1201 или DC-400 ) и кран-трубоукладчик ТГ-301К (максимальная грузоподъемность 31,0 т на плече 2,5 м), в качестве ведущего механизма.

Рис.2. Кран-трубоукладчик ТГ-301К

Рис.3. Самоходный сварочный агрегат АС-81Т

Рис.4. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.5. Экскаватор Hitachi ZX 200-3

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-6520

Рис.7. Виброплита TSS-VP90T

Рис.8. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-55713-1


2.5. Для монтажа узла запуска (приема) используются: камера запуска БКЗ 13-1400-8,0 и камера приема БКП 13-1400-8,0 внутритрубных устройств диаметром 1400 мм, давлением 8,0 МПа, массой БКЗ 23795 кг и БКП 24335 кг отвечающие требованиям ТУ 3683-013-03481263-98; проходные шаровые краны 100 мм проходные шаровые краны 325 мм 10,0 МПа с пневматическим гидроприводом для безколодезной подземной установки, под приварку, на 24 В постоянного тока, с заводской антикоррозийной изоляцией, изготавливаемые по ТУ 26-07-1450-96; проходные шаровые краны 50 мм 16,0 МПа с ручным приводом для надземной установки, под приварку изготавливаемые по ТУ 26-07-1450-96; кран шаровой, муфтовый 15 мм 16,0 МПа с ручным приводом для надземной установки, под приварку; клапан обратный, муфтовый 15 мм 16,0 МПа; смесь бетонная класса В15, W4, F75 , максимальная крупность заполнителя - 20 мм, подвижность бетонной смеси 8-12 см по стандартному конусу, отвечающая требованиям ГОСТ 7473-2010 ; щебень фракции 20-40 мм , М 800 отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 ; плиты железобетонные прямоугольные для временных покрытий городских дорог марки 2П30.18 (3,0х1,75х0,17 м) отвечающие требованиям ГОСТ 21924.0-84 ; песок строительный отвечающий требованиям ГОСТ 8736-93 .

Рис.9. Камера запуска-приема с затвором


2.6. Работы по монтажу узла запуска (приема) внутритрубных устройств на газопроводе следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- СНиП III 42-80 *. Магистральные трубопровода. Правила производства и приемки работ;

- СНиП 2.03.11-85 . Защита строительных конструкций от коррозии;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- ВСН 012-88 . Контроль качества производства работ. Части I и Часть II;

- РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. На всех проектируемых устройствах и вновь вводимых магистральных трубопроводах предусматривают устройства по очистке внутренней полости газопровода от загрязнений при помощи очистных поршней (скребков); проверки внутренних дефектов трубопровода при помощи внутритрубных снарядов-дефектоскопов. В состав устройства входят:

- узлы пуска и приема очистных поршней и других поточных устройств;

- система контроля и автоматического управления процессом очистки.

3.2.1. Узлы пуска и приема очистных поршней (см. рис.10) располагаются вблизи пунктов подключения КС, а чаще их совмещают. Совмещенный вариант расположения узлов пуска и приема представляют собой комплексное устройство, состоящее из установленных одна против другой на бетонных опорах камер пуска и приема поточных устройств.

Рис.10. Камера пуска очистных устройств для трубопровода 1220 мм

1 - обечайка; 2 - патрубок; 3 - концевой затвор; 4 - шаровые затворы; 5 - затвор; 6 - подъемное устройство; 7 - ручная таль; 8 - рельсы; 9 - тросы; 10 - кронштейны с блоками; 11 - тележка; 12 и 13 - левая и правая навивка; 14 - барабан лебёдок


3.2.2. Камера пуска включает обечайки с приваренными опорами, патрубок диаметром 500 мм, концевой затвор с заслонкой и устройством для запасовки внутритрубных снарядов.

Камера приема аналогична по конструкции камере пуска, но, в отличие от нее, имеет амортизатор.

3.2.3. Заслонка камер пуска и приема закреплены в шаровых опорах тележек, на которых установлены пульты управления гидросистемой затвора. Тележки передвигаются по двум участкам рельсового пути с помощью механизма перемещения, состоящего из двух лебедок, их кронштейнов с блоками и тросов, которые крепятся к рым-болтам тележек при помощи металлических планок и наматываются на барабан лебедок с левой и правой навивкой для обеспечения реверсивного движения тележек.

3.2.4. Для погрузки и выгрузки очистных поршней с кареток камер пуска и приема предусмотрено подъемное устройство с ручной талью.

3.2.5. Наиболее ответственная часть камер пуска и приема - концевой затвор, байонетного типа, которые отличает быстродействие, надежность и герметичность запирания.

3.2.6. Устройство для запасовки (см. рис.11) предназначено для загрузки и выгрузки внутритрубных инспекционных снарядов в камерах приема-запуска при проведении работ по очистке, профилеметрии и дефектоскопии магистральных газопроводов внутренним диаметром 1400 мм, 1200 мм, 1000 мм.

Максимальная масса внутритрубного снаряда - 8,5 тонн, максимальная длина - 8 метров. (Соединение двух снарядов, запускаемых "в сцепке", должно осуществляется через шарнир).

Рис.11. Устройство для запасовки очистных устройств

Габаритные размеры в рабочем положении - 10560х1260х1772 мм; масса - 5200 кг


Устройство запасовки состоит из передней и задней рам, соединенных через шарнир, тележки с толкателем (телескопический гидроцилиндр), настраиваемым по высоте, телескопического гидроцилиндра, толкающего тележку, соединительной вилки, приводной гидростанции с рукавами высокого давления, системы управления гидрораспределителей.

Лоток по направляющим роликам рам перемещается относительно камеры приема-запуска.

Ролики установлены на неподвижных и откидных стойках рам. На лотке предусмотрены ролики для перемещения лотка в камере приёма-запуска.

Рамы устанавливаются на опоры (винтовые домкраты), которые обеспечивают установку рам на площадке и выравнивание положения рам относительно камеры приема-запуска.

Фиксация рамной конструкции относительно камеры приема-запуска осуществляется с помощью приварных ушек на соединительных вилках.

Перемещение лотка осуществляется через присоединительное устройство посредством толкателей (телескопические гидроцилиндры). Нижний (неподвижный) гидроцилиндр по направляющим рам перемещает тележку и установленный на ней верхний гидроцилиндр на максимальный вылет 5,6 м. Дальнейшее перемещение лотка осуществляется верхним гидроцилиндром. С помощью верхнего гидроцилиндра осуществляется и дозапасовка снаряда в камеру приема-запуска. Фиксация тележки на рамах осуществляется с помощью фиксаторов.

Для транспортировки устройства запасовки передняя и задняя рамы складываются и фиксируются пластиной-замком.

3.2.7. Чтобы обеспечить возможность периодической очистки полости газопровода, необходимо предусмотреть следующие требования, которые позволят поршню беспрепятственно пройти на всем очищаемом участке от камеры пуска до камеры приема:

- диаметр газопровода для пропуска очистных поршней должен быть по всей длине одинаковым;

- запорная линейная арматура должна быть равнопроходной;

- в тройниках на отходах, если их диаметр более 30% диаметра основного газопровода, предусматривается установка направляющих планок для предотвращения заклинивания очистного поршня;

- внутренняя поверхность труб не должна иметь выступающих деталей, кроме сигнализаторов, рычаг которого утопает при прохождении очистного устройства;

- отводы, компенсаторы должны быть с радиусом изгиба не менее пяти диаметров очищаемого газопровода;

- конденсатосборники типа "расширительная камера" оборудуются направляющими планками для беспрепятственного прохода очистительного поршня, причем они не должны мешать нормальной работе конденсатосборника;

- переходы через естественные и искусственные препятствия должны выполняться с учетом дополнительных нагрузок от массы поршня и газоконденсатной смеси.

3.3. До начала производства работ по монтажу узла запуска (приема) внутритрубных устройств на газопроводе необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;

- устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- получить наряд-допуск на право производства работ в охранной зоне;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- проверить и испытать грузозахватные приспособления;

- доставить на строительную площадку арматуру, детали и заготовки камеры и фундаментную плиту;

- составить акта готовности объекта к производству работ;

- получить разрешение на право производства работ, Форма 2.2 ВСН 012-88 , Часть II.

3.4. Перед устройством узла запуска (приема) внутритрубных устройств на газопроводе должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

- принята от заказчика строительная площадка, подготовленная к производству работ;

- произведена геодезическая разбивка котлована под узел запуска (приема);

- проведено гидравлическое испытание камер запуска (приема).

3.4.1. До начала работ по устройству фундамента должно быть проверено:

- установка на площадке временных реперов, связанных нивелирными ходами с постоянными реперами;

- наличие технологической документации на проведение геодезических работ при сооружении узла запуска (приема), содержащих методы выполнения детальных разбивочных работ, схему местоположения знаков, отметок и ориентиров, порядок и объем выполняемых работ;

- наличие акта разбивки площадки;

- сохранность знаков внешней разбивочной сети и осевых знаков, неизменность их положения путем повторных измерений элементов сети;

- восстановление утерянных знаков.

3.4.2. Геодезическая разбивка котлована заключается в обозначении его на местности. Разбивку ведут в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. При горизонтальной разбивке определяют и закрепляют на местности положение осей котлована и намечают очертание котлована в плане, а при вертикальной - его глубину.

Разбивку котлована на местности начинают с закрепления кольями контуров его бровки и дна, используя для этого, взаимно перпендикулярные крайние или центральные главные оси сооружения по разбивочной геодезической схеме и геометрические размеры котлована. После этого вокруг будущего котлована на расстоянии 2-3 м от бровки устанавливают обноски, состоящие из врытых в грунт деревянных стоек и прикреплённых к ним строго по одному уровню реек-досок (см. рис.12).

Рис.12. Деревянная обноска


Геодезист при помощи теодолита переносит створы осей на верхнюю кромку досок и закрепляет их гвоздями или рисками. Разбивку мест нанесения рисок обозначающих положение бровки котлована производят способом створных засечек от осей и разбивочной сетки имеющейся в рабочих чертежах. За относительную отметку 0,000 принята отметка верха уложенного в траншею трубопровода, соответствующая абсолютной отметке имеющейся на генплане. Периодически натягивая между гвоздями по обноске проволоку, получают фиксированные оси котлована, промежуточные оси переносят способом линейных измерений. С натянутой проволоки при помощи отвеса контролируют точность отрывки котлована. Точность разбивочных работ должна соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84 и СНиП 3.02.01-87 .

Выполненные работы необходимо предъявить Заказчику для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта разбивки осей котлована на местности в соответствии с Приложением 2 , РД 11-02-2006 .

3.4.3. Камеры запуска и приема перед монтажом подвергается гидравлическому испытанию течение 2-х часов на монтажной площадке на давление . К концам монтажного узла приваривают временные патрубки со сферическими заглушками. После окончания гидравлического испытания воду из узла сливают и временные патрубки с заглушками демонтируют.

Выполненные работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Акта на предварительное испытание (Форма 2.23 ВСН 012-88 , Часть II).

3.4.4. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).

3.5. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

- земляные работы;

- бетонные работы;

- сборочно-сварочные и изоляционные работы в котловане;

- обустройство узла приема ОУ.

3.6. Разработка котлована под узел запуска (приема)

3.6.1. До начала работ по разработке котлована необходимо уточнить его размеры, произвести разбивку границ котлована по принятым размерам относительно оси трубопровода.

3.6.2. Размеры котлована должны обеспечивать возможность выполнения монтажных работ в нем (центровку труб, сварку неповоротных стыков, контроль сварных швов, изоляцию узла). Длина котлована определяется по проекту. Ширина котлована определяется по формуле:

Где - наружный диаметр трубопровода, м.

При этом расстояние от боковой образующей камеры запуска (приема) до стенки котлована должно быть не менее 1,5 м. При разработке котлована его ширину принимают из условия возможности работы обслуживающего персонала с грузоподъемными машинами или механизмами. Глубина котлована определяется по формуле:

Где - высота от верха трубы до поверхности земли, м.

При этом расстояние от нижней образующей трубы до дна котлована должно быть не менее 0,6 м.

3.6.3. Котлован с вертикальными стенками устраивается в грунтах естественной влажности с ненарушенной структурой при отсутствии грунтовых вод (см. табл.1).

Допустимая глубина котлована с вертикальными стенками в различных грунтах

Таблица 1

Глубина котлована, м

Насыпной, песчаный и гравелистый

Супесчаный

Суглинистый

Глинистый

Особоплотный нескальный


Для сооружения котлована большей глубины необходимо устраивать откосы различного заложения, в зависимости от состава грунта, при уровне грунтовых вод ниже глубины выемки.

Разработка котлована без откосов не допускается, при разработке котлована глубиной до 1,5 м должна быть обеспечена крутизна откосов не менее 1:0,25. При разработке котлована глубиной 1,5 м и более крутизна откосов должна соответствовать, величинам, указанным в табл.2.

Допустимая крутизна откосов траншей и котлована в грунтах естественной влажности

Таблица 2

Вид грунта

Глубина траншеи, котлована, м

Угол откоса

Угол откоса

Угол откоса

Насыпной

Песчаные и гравийные

Супесь

Суглинок

Лессовидный сухой


3.6.4. Разработка грунта в котловане производится экскаватором Hitachi ZX 200-3 . Отвал грунта, извлеченного из котлована, для предотвращения падения кусков грунта в котлован, должен находиться на расстоянии не менее 1,0 м от края котлована.

3.6.5. Разработку котлована в местах с высоким уровнем грунтовых вод необходимо осуществлять с понижением уровня воды способами открытого водоотлива, дренажа, с применением иглофильтровых установок. Для водоотлива в котловане должен быть устроен приямок, размерами 1,0х1,0 м или дренажная канава сечением 1,0х0,5 м, закрываемые настилом, металлической или деревянной решеткой. Решетка должна иметь размеры ячеек, обеспечивающие безопасные условия при выполнении монтажных работ в котловане. Котлован подготавливается по мере откачки и понижения уровня грунтовых вод. Откачка воды должна проводиться непрерывно.

Для предотвращения перетока болотной массы и поверхностных вод в котлован, вокруг него следует создать земляное обвалование.

При сильном притоке грунтовых вод стенки котлована укрепляются деревянными или металлическими шпунтами, шпунтами из профилированной стали, сваями или другими средствами.

3.6.6. Для возможности спуска и быстрого выхода работающих, котлован должен оснащаться инвентарными приставными лестницами-стремянками, шириной не менее 75 см, с уклоном 1:3 с планками через 0,20-0,25 м и длиной не менее 1,25 глубины котлована, из расчета по 2 лестницы на 5 человек работающих в котловане (траншее) и устроены выходы (не менее двух) с противоположных сторон котлована. Котлован должен иметь освещение для работы в ночное время, светильники должны быть во взрывозащищенном исполнении.

3.6.7. На месте монтажа узла запуска (приема) в разработанном котловане оставляют технологический разрыв длиной 18,020,0 м. Сваренный в нитку трубопровод укладывают в траншею, его конец закрывают инвентарной заглушкой и траншею не засыпают на 2530 м в сторону от установки узла запуска (приема).

3.6.8. Выполненные работы по разработке котлована предъявляют технадзору Заказчика для визуального осмотра и документального оформления путем подписания Акта освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3 , РД 11-02-2006 .

3.7. Устройство щебеночной подготовки

3.7.1. Устройство щебеночной подготовки начинают с планировки основания котлована по заданным вертикальным отметкам бульдозером Б170М1.03ВР . Размеры подготовки должны обеспечивать возможность размещения всего комплекса оборудования узла приема (запуска): Камеры запуска (приема).

3.7.2. Автомобилем-самосвалом КамАЗ-6520 , в готовый котлован завозится щебень фракции 20-40 мм, разравнивается бульдозером Б170М1.03ВР слоем 0,30 м и уплотняется виброплитой TSS-VP90N .

3.7.3. По окончанию выполнения планировочных работ производится их освидетельствование Заказчиком и документальное оформление с составлением Акта освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3 , РД 11-02-2006 , с указанием размеров щебеночной подготовки в плане, профиле и абсолютных отметок поверхности. К данному акту необходимо приложить Исполнительную геодезическую схему.

3.8. Устройство сборного фундамента под устройство запасовки

3.8.1. На спланированном и уплотнённом щебёночном основании устраивается песчаный монтажный слой толщиной 0,10 м для улучшения контакта железобетонных плит с щебеночным основанием. Разравнивают и профилируют песчаную смесь дорожные рабочие вручную при помощи лопат. Перед завозом песка основание очищают от грязи и мусора.

3.8.2. По окончанию устройства монтажного слоя, его необходимо предъявить Заказчику для визуального осмотра и документального оформления путем подписания Акта освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3 , РД 11-02-2006 и получить разрешение на производство последующих работ по монтажу железобетонных плит покрытия.

3.8.3. Укладку дорожных плит автомобильным краном КС-55713 начинают от конца устройства запасовки, точно по оси камеры запуска (приема). В покрытие укладывают плиты с гранями прогрунтованными битумом. Укладку ведут, совмещая операции выгрузки и укладки. Плиты для устройства покрытия доставляют на место производства работ автомобилями-самосвалами КамАЗ-6520.

Поворотом крана стрелу устанавливают над плитой на автомобиле и стропуют ее, продевая крюки четырех петлевого захвата, подвешенного на кране в монтажные петли плиты. Машинист краном переносит плиту на место укладки, удерживая ее на высоте 0,5 м над монтажным слоем.

Монтажники, стоя по четырем углам плиты, оттяжками удерживают плиту от раскачивания. Затем машинист крана опускает плиту так, чтобы ее нижняя плоскость не доходила до поверхности монтажного слоя на 7-10 см. Оттягивая плиту на себя, монтажники смещают ее до упора в торец уложенной ранее плиты, и машинист крана опускает ее на выравнивающий слой.

Когда плита уложена, рейку длиной 5 м укладывают на ранее уложенную плиту и новую, еще не освобожденную от захвата. Если зазор под рейкой не превышает 5,0 мм, плита уложена правильно, если превышает - плиту поднимают, отводят в сторону, выравнивают основание, а затем повторяют укладку.

Рис.13. Схема укладки железобетонных плит


3.8.4. По окончанию устройства покрытия из железобетонных плит, его необходимо предъявить Заказчику для визуального осмотра и документального оформления путем подписания Акта освидетельствования ответственных конструкций, в соответствии с Приложением 4 , РД 11-02-2006 .

3.9. Устройство монолитных фундаментов под камеру и загрузочное устройство

3.9.1. Установка разборно-переставной опалубки

3.9.1.1. Опалубка служит для придания требуемых формы, геометрических размеров и положения в пространстве возводимых фундаментов путем укладки бетонной смеси в ограниченный опалубкой объем.

3.9.1.2. При устройстве щитов и сборке опалубки в качестве основного материала используется обрезной пиломатериал хвойных пород VI сорта толщиной 50 мм, шириной 100 мм и деревянных брусков размером 50х50 мм, отвечающий требованиям ГОСТ 8486-66* и ГОСТ 11539-83 .

3.9.1.3. До начала работ по сборке и монтажу опалубки для бетонирования монолитного фундамента должен быть выполнен комплекс организационно-технических мероприятий и подготовительные работ, таких как:

- разбиты, закреплены и приняты по акту оси сооружения и реперы;

- подготовлено грунтовое (естественное) основание, устроена щебеночная подготовка;

- стройплощадка обеспечена водой и электроэнергией;

- проведены мероприятия, обеспечивающие безопасность производства работ;

- доставлены в зону монтажа конструкций необходимые монтажные приспособления, инвентарь, инструменты, полуфабрикаты и элементы опалубки.

3.9.1.4. Разметку мест установки опалубки производят способом створных засечек от осевых точек трубопровода. Привязка узла запуска (приема) производится от уложенного трубопровода. Точки привязки закрепляют на обноске, расположенной вне зоны работ. За относительную отметку 0,000 принята отметка верха трубопроводов, соответствующая абсолютной отметке.

Геодезист при помощи теодолита переносит основные оси опалубки на обноску с закреплением осей двумя гвоздями, забитыми в доски обноски, промежуточные оси переносят способом линейных измерений. Натянув между гвоздями проволоку, получают фиксированные оси опалубки. С натянутой проволоки при помощи отвеса оси опалубки переносят на щебеночную подготовку и закрепляют их проволокой в виде линий и перекрестий. Точность разбивочных работ должна соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84 , таблица 2. После разметки положения опалубки на бетонной подготовке и снятия проволоки по осям приступают к монтажу опалубки.

Рис.14. Схема расположения монолитных фундаментов и фундаментных болтов


3.9.1.5. Доставленные на объект пиломатериалы следует раскладывать в зоне действия монтажного крана. Опалубочные щиты изготавливаются прямо на месте монтажа, для того чтобы исключить их погрузку и перевозку транспортными средствами к месту установки.

3.9.1.6. Для бетонирования фундаментов применяется разборно-переставная опалубка. Разборно-переставную опалубку собирают из готовых элементов - щитов. Сборку опалубочных щитов производят на монтажной площадке в определенной последовательности:

- щиты укладывают рабочей поверхностью вниз, в местах установки монтажных и рабочих креплений кладут деревянные рейки;

- выверяют габаритные размеры щитов, по их контуру прибивают деревянные бруски-ограничители;

- щиты соединяют между собой деревянными накладками;

- в деревянных рейках в местах пропуска стяжек просверливают отверстия диаметром 18-20 мм;

- поверх щитов раскладывают деревянные схватки;

- схватки со щитами соединяют гвоздями или скобами;

- поверх схваток перпендикулярно им укладывают связи жесткости, для чего используют те же схватки;

- к нижним ярусам схваток или связям жесткости прикрепляют подкосы, обеспечивающие устойчивость панелей в вертикальном положении.

3.9.1.7. Установка щитов опалубки в проектное положение производится по рискам, нанесенным на щебеночную подготовку согласно разбивочных осей закрепленных на обноске, с одновременной выверкой вертикальности щитов по разбивочным осям теодолитами.

Место установки опалубки очищают от щепы, мусора, снега, льда. При установке щитов нужно следить за плотностью их примыкания друг к другу. При монтаже опалубки необходимо обеспечить ее устойчивость с помощью стоек, опирая их на прочное основание и раскрепляя расшивинами.

Опалубка устанавливается по всему сооружению. Установка опалубки начинается с торцевых точек фундамента. После позиционирования элементы опалубки сразу же подпираются снаружи подкосами.

Временное закрепление щитов на щебеночной подготовке производится при помощи деревянных подкосов, стоек и проволочных стяжек. Для восприятия бокового давления от свежеуложенной бетонной смеси применяют внутренние крепления из проволочных стяжек, соединяющих противоположные стены опалубки. Через специально выполненные отверстия в палубе щитов 20 мм и металлические шайбы установленные на стойках щитов опалубки, пропускаются тройные проволочные стяжки, которые затягиваются с помощью монтажного инструмента и фиксируются шпильками из периодической арматуры длиной 100 мм. После выверки положения щитов и закрепления в проектном положении на бетонной подготовке, производится их сращивание.

3.9.1.8. Строповка и подъем щитов опалубки производятся при помощи двухветвевого стропа. Для этого в двух ближайших друг от друга вертикальных стойках сверлят отверстие 30 мм в которое вставляют металлический стержень - лом, отрезок арматуры и т.п. За стержень зацепляют строп и перемещают щит опалубки в проектное положение.

3.9.1.9. По окончанию устройства опалубки, её необходимо предъявить Заказчику для визуального осмотра и документального оформления путем подписания Акта освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3 , РД 11-02-2006 .

3.9.2. Изготовление и монтаж арматурных каркасов

3.9.2.1. До начала установки арматурных каркасов должен быть выполнен комплекс организационно-технических мероприятий и подготовительные работ, таких как:

- произведена геодезическая разбивка мест установки арматурных каркасов;

ТУ У 00217432.009-2001H3: Схема обозначения изделия при заказе:(опросный лист №9)

Камеры запуска и приема с быстродействующим затвором предназначены для запуска в трубопровод и приема из него поточных средств (скребков, разделителей, дефектоскопов и др.).

Камеры запуска и приема устанавливаются на трубопроводах Ду150,200,250,300,350,400,500,700,800,1000,1200,1400мм, работающих под давлением до 8,0 МПа. Температура эксплуатации от минус 60С до плюс 80С. по техническому заданию заказчика камеры запуска и приема могут изготавливаться на другие типоразмеры и условия эксплуатации.

Схема обозначения изделия при заказе:(опросный лист №9)

  1. -тип оборудования (К камеры)
  2. -тип камеры
    C-стационарна
    О-однозатворная (передвижная)
    В-выдвижная
  3. - назначение (для стационарных)br> З-запуска
    П-приема
  4. -наличие устройства запасовки/извлечения(З)
  5. -условный диаметр трубопровода, мм
  6. -условное давление, МПа
  7. -исполнения по направлению расположения патрубков подвода/отвода рабочей среды относительно направления перекачки:
    П-правое,
    Л-левое
  8. -климатическое исполнение по ГОСТ 15150:
    УХЛ
    ХЛ
  9. -рабочая среда
    Г-газ
    Н-нефть

Таблица штуцеров

Технические характеристики

Тип Д, мм Давление рабочее, МПа D1 D2 H H1 L L1 L2 L3 L4 L5 L6 L7 Маccа,
кг
мм
Ду 150 159 8,0 57 108 660 610
710
2250 2650 355 1395 1150 250 250 2200 1250
Ду 200 219 8,0 57 108 660 610
710
2250 2650 355 1395 1150 250 250 2200 1450
Ду 250 273 8,0 57 108 660 610
710
2250 2650 355 1395 1150 250 250 220 1650
Ду 300 325 8,0 57 159 750 700
800
3170 3570 730 1550 1490 370 370 2540 2940
Ду 350 377 8,0 108 159 750 700
800
4220 4620 1000 2620 1220 350 350 4070 3200
Ду 400 426 8,0 108 159 219 900 - 4070 4500 850 2300 1500 450 450 3850
Ду 500 530 8,0 159 377 950 - 5400 6180 440 4160 2200 1150 440 4930 5800
Ду 700 720 8,0 108 377 1100 - 5000 5400 1050 3000 1900 485 485 3915 9750
Ду 800 820 8,0 159 377 1200 - 6100 6700 1140 3980 2000 1540 620 6080 20000
Ду 1000 1020 8,0 159 530 1300 - 8070 9270 700 5200 2000 1410 2450 7820 31800
Ду 1200 1220 8,0 159 720 1420 - 8310 9810 700 5200 2100 1530 650 8860 38700
Ду 1400 1420 8,0 159 530 1700/
1500
- 4550/
6750
5750/
7950
570 3000/
5000
2250 800 650 5100/
7360
4810

ООО «Торговый Дом «Красный Октябрь» продает камеры СОД, предназначенные для проведения наиболее эффективной диагностики и очистки различных трубопроводов. За счет особенностей своей конструкции такие изделия отличаются гораздо более высокими эксплуатационными качествами по сравнению со своими аналогами. Украинская компания «Красный Октябрь», представителем которой мы являемся, производит камеры запуска в соответствии с международными требованиями, что и позволяет им такое длительнее время находиться на своем рынке в качестве передовой продукции.

Мы предлагаем своим клиентам камеры приема, предназначенные для приема различных средств очистки и диагностики в процессе прохождения газов или нефтепродуктов через магистральный трубопровод.

Компания «Красный Октябрь» разработала огромнейшее количество инновационных решений, позволившие значительно увеличить эксплуатационные характеристики ее продукции и сделать ее на порядок качественнее многих аналогов, которые присутствуют сегодня на рынке. Таким образом, с течением времени все больше компаний уже имеет собственные камеры производства НПО “Красный Октябрь”, которые устанавливались вместо других камер, являющихся менее эффективными по ряду ключевых параметров.

Максимальное быстродействие, надежность, безопасность и предельная простота в работе - именно это основные преимущества, которыми отличается продукция от компании «Красный Октябрь». Изделия уже великолепно зарекомендовали себя на практике целого ряда различных предприятий, а также прошли множество соответствующих лабораторных исследований. Производя камеры приема, сотрудники компании уделяют наиболее сильное внимание качеству выпускаемой ими продукции, за счет чего ее и сумели оценить по достоинству потребители не только во всех регионах Украины и России, но уже и во многих мировых передовых компаниях.

Камеры запуска СОД, находящиеся в ассортименте нашей компании, предназначаются для установки на различных трубопроводах. По желанию заказчика мы оформляем заказы на производство различных механизмов, которые могут подходить под любые типоразмеры таких изделий.

Производя камеры приема, специалисты идеально соблюдают заранее установленный технологический процесс. Именно поэтому среди преимуществ, которыми отличаются камеры СОД производства компании «Красный Октябрь», стоит отметить:

  • Повышенную степень безопасности работы таких изделий, которая обеспечивается за счет особенностей конструкции таких изделий;
  • Предельная простота эксплуатации, а также максимально быстрое открытие и закрытие затвора.

За счет этих, а также целого ряда других преимуществ камеры СОД на протяжении долгих лет остаются на пике своей популярности, являясь востребованными на рынке Украины и России, и входят в список передовой продукции среди всех производителей в данной области.

Устройства камер пуска и приёма средств очистки и диагностики предназначены для периодического запуска в трубопровод и приёма из него внутритрубных снарядов-дефектоскопов, очистных поршней, скребков, разделителей и других средств. На рисунке 1.1 представлена технологическая схема КПП СОД.

Камера пуска и приёма СОД установлена на нефтепроводе Ду-1067 мм, способном работать под давлением до 14,0 МПа.

Температура эксплуатации - от минус 60 °C до +80 °C. Расчётная сейсмичность района установки камеры - до 9 баллов. КПП удобна в эксплуатации. Позволяет за 10-20 минут открыть затвор и обеспечить доступ во внутреннюю полость для установки дефектоскопа, очистного поршня и т.д. Длина корпуса камеры позволяет применять любые современные средства диагностики.

На верхней части устройств пуска и приёма монтируются прямые врезки для введения промывочной воды или сжатого воздуха, для стравливания газовоздушной смеси во время наполнения устройств нефтью, для сброса грязной воды с мусором в отстойник .

Камера пуска и приёма состоит из следующих компонентов: непосредственно камеры пуска 1 и приёма 2 СОД с запасовочными патрубками и технической обвязкой, подключаемые через запорные устройства 3-6 к основной магистрали; система контроля и управления процессами приёма и запуска СОД; пункт хранения СОД; технологические трубопроводы и ёмкости для приёма загрязненного конденсата; устройства для погрузки и выемки СОД из камер пуска и приёма; дренажная система, состоящая из задвижек 7-14, сливной ёмкости 15 и насоса откачки утечек 16; технологические колодцы 17-19.

При отсутствии необходимости в пуске либо приёме СОД либо другого внутритрубного снаряда все запорные задвижки находятся в закрытом положении, весь поток нефти протекает через основную трубопроводную систему.

Рисунок 1.1 - Технологическая схема КПП СОД

Приём внутритрубного снаряда из линейной части магистрального нефтепровода производится следующим образом. При приближении снаряда к узлу приёма (контролируется при помощи датчика прохождения СОД, установленного в технологическом колодце № 17) запорная задвижка 3 переводится в открытое положение, чтобы направить часть нефтяного потока через камеру приёма. При этом открывается основная либо резервная врезка для стравливания газовоздушной смеси (газовый кран), а также блокируется возможность открытия камеры для извлечения скребка. После наполнения камеры нефтью открывается выходная запорная задвижка 4, что обеспечивает постоянное прохождение части потока через камеру приёма, которым СОД проталкивается в камеру до полной остановки. Задвижки 3 и 4 одновременно закрываются, и оставшаяся в камере нефть полностью сливается через дренажные задвижки 7-10 в сливную ёмкость 15, включается насос откачки утечек 16, обеспечивающий подачу нефти из сливной ёмкости обратно в линейную часть. Блокировка камеры снимается, скребок извлекается из камеры и транспортируется к месту хранения.

Запуск внутритрубного снаряда в линейную часть производится в обратной последовательности: осушенный и очищенный скребок помещается в также очищенную и осушенную камеру пуска, открываются запорная задвижка 6 и газовый кран камеры пуска. После наполнения камеры нефтью открывается задвижка 5, и СОД проталкивается потоком в трубопровод; задвижки 5 и 6 закрываются, осуществляется дренаж камеры пуска.

В случае невозможности открытия либо закрытия задвижек срабатывает аварийная сигнализация и процесс пуска/приёма приостанавливается. При заклинивании ключевых задвижек (3, 4, 5, 6) продолжение работы камеры невозможно до ручного устранения неисправности, для задвижек на сливах (7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14) возможно нормальное выполнение операций при наличии хотя бы одной рабочей задвижки.

Запасовочное устройство - приспособление, предназначенное для затягивания тросом многосекционных снарядов в камеру запуска при помощи лебёдки или подъёмного крана. Устройство устанавливается на фланец специального патрубка, приваренного к камере пуска за пределами её расширенной части. Приспособление состоит из трубы с приваренным крепёжным фланцем, таким же, как и фланец патрубка, одного или двух направляющих роликов.

Длина трубы с роликом, входящая в патрубок, должна быть не более половины номинального диаметра камеры. Вращающиеся и трущиеся детали запасовочного устройства должны быть изготовлены из материалов, исключающих искрообразование.

После 100 циклов работы (открытие - закрытие) регламентируется ремонт прокладок и быстроизнашивающихся деталей объектов КПП СОД. Общий ресурс узлов составляет 1000 циклов. Конструктивно узлы запуска и приёма, а также участки нефтепровода длиной по 100 метров, примыкающие к ним, выполняются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к участкам первой категории .

Очистные поршни эксплуатируются на всех видах магистральных трубопроводов с целью очистки внутренней полости. В сложный состав такого устройства входят: узлы пуска и приема очистных поршней, система автоматического управления и контроля за процессом очистки.

В самый начальный участок магистрального трубопровода монтируют узел пуска очистных поршней, на последнем участке - узел их приема, а на промежуточных пунктах - совмещённые узлы приема и запуска.

Для монтажа камеры приема и пуска очистных устройств необходимо найти и приготовить площадку ее размещения, потом остановить перекачку на участке трубопровода от места установки камеры пуска до места установки камеры приёма. Далее участок трубопровода опорожняется, труба разрезается холодным способом, к концам привариваются фланцы, монтируется линейная задвижка. После устанавливается камера пуска и приема очистных устройств.

Так же существуют устройства для очистки полости трубопровода на более сложных участках трассы, к примеру, переходы через водные препятствия. В этом случае на одном берегу устанавливается узел пуска очистных поршней, а на противоположном - приемный узел.

В состав пускового узла входят такие устройства, как: система контроля и управления процессом запуска поршня, площадка хранения поршней, устройство для запасовки поршней в пусковую камеру, камера пуска очистных поршней, которая подключается с помощью запорного устройства к основной магистрали, с техобвязкой.

Приёмный узел содержит: устройство для выемки поршня из приёмной камеры, систему контроля и управления процессом приема очистных поршней, площадку для хранения использованных очистных поршней, камеру для приема поршней, которая подключается через запорное устройство к основной магистрали, с техобвязкой и технологические трубопроводы и ёмкости для приёма загрязненного конденсата.

В зависимости от конструкции они могут позволять параллельно запускать и принимать одно или более очистных устройств с определенным интервалом времени.

3. Оборудование для очистки полости трубопроводов

При продувке трубопроводов применяются очистные поршни, предназначенные для удаления из внутренней полости трубопровода посторонних предметов и зачистки его внутренней поверхности. Очистные поршни движутся по очищаемому газопроводу за счёт энергии сжатого воздуха или природного газа. Очистные поршни состоят из следующих основных элементов: корпуса, манжетных уплотнительных устройств и металлических щёток. Манжетные уплотнения обеспечивают плотность посадки поршней в газопроводе, а металлические щётки очищают внутреннюю поверхность трубопровода.

Корпус поршня выполнен из трубы и заглушен в передней части. Смонтированные по окружности и загнутые в одном направлении трубки предназначены для создания скоростных воздушных струй, обеспечивающих при продувке одновременно с поступательным перемещением вращение поршня реактивными силами. Существуют две основные конструкции очистных поршней: с прямыми манжетами и самоуплотняющимися.

При износе прямых манжет сжатый воздух проходит через зазор между стенками трубы и поршнем в полость перед ним. Это приводит к повышенному расходу продувочного воздуха и снижения скорости передвижения поршня, а иногда и к его остановке.

Самоуплотняющиеся манжеты равномерно прижимаются давлением воздуха к внутренним стенкам трубопровода, причём герметичность не ухудшается даже при значительном (но неполном) износе отбортованных частей манжет.

Для продувки трубопроводов, проходящих по сильно пересечённой местности или прокладываемых по способу «змейка», применяются поршни, выполненные из двух частей, соединённых между собой шарнирно. Для установки обеих частей по одной оси и смягчения ударных нагрузок шарнир стабилизируется цилиндрической пружиной. Такая конструкция позволяет поршню вписываться в многочисленные кривые вставки, не создавая значительных ударных нагрузок на трубопровод.

Очистные поршни типа ОП могут применяться: для продувки магистральных трубопроводов под давлением воздуха или природного газа при скорости перемещения в пределах 35-70 км/ч; для очистки полости протягивания в процессе сборки и сварки секций в нитку.

Поршни-разделители применяются для промывки и одновременного освобождения от воздуха и заполнения водой для гидравлического испытания, а также для освобождения газопровода от воды после гидравлического испытания. Скорость перемещения этих устройств должна быть не менее 1 км/ч, а максимальная скорость может достигать 10 км/ч. Для удаления воды из газопровода поршни-разделители применяют в два этапа. На первом этапе работ предварительно удаляют основной объём воды, на втором - контрольном этапе вода полностью удаляется из испытанного газопровода.

При продувке и пневматическом испытании трубопровода сжатый воздух закачивается в него передвижными компрессорными станциями. Принципиальная конструктивная схема всех применяемых компрессорных станций одинакова. Основными их агрегатами являются двигатель внутреннего сгорания и компрессор, смонтированные на общей раме. Передача крутящего момента от двигателя к компрессору осуществляется эластичными муфтами или через дополнительные узлы (редуктор, коробку передач).

По числу ступеней сжатия компрессоры делятся на одно и многоступенчатые. Одноступенчатые компрессоры низкого давления и при испытании магистральных газопроводов не применяются. Для получения сжатого воздуха высокого давления и предотвращения его нагрева при сжатии применяются многоступенчатые компрессоры. Атмосферный воздух последовательно сжимается в нескольких ступенях компрессора. После каждой ступени сжатия воздух охлаждается в холодильниках и очищается от масла и конденсата в водомаслоотделителях.

Для продувки газопроводов диаметром от 1020 до 1420 мм, в том числе в северных районах, условиях вечномерзлых грунтов применяют передвижные высокопроизводительные компрессорные установки типа ТКА-80-05 на базе авиационных двигателей комплектно-блочного исполнения.

Очистной полиуретановый поршень с чистящими щетками ОПП-Т

Очистка полости трубопровода от строительного мусора, мягких (в т.ч. нефтяных) и частично твердых отложений, удаление конденсата; проведение работ по продувке, промывке, испытанию или консервации строящихся и эксплуатируемых магистральных, промысловых трубопроводов, в т.ч. трубопроводов с запорной арматурой имеющих равнопроходное внутреннее сечение; предварительное и окончательное удаление жидкости, в т.ч. вытеснение нефти и нефтепродуктов из трубопроводов;

Поршень полиуретановый манжетный ППМ

Назначение:

Очистка полости трубопровода от строительного мусора, мягких (в т.ч. нефтяных) и частично твердых отложений, удаление конденсата; проведение работ по продувке, промывке, испытанию или консервации строящихся и эксплуатируемых магистральных, промысловых трубопроводов, в т.ч. трубопроводов с запорной арматурой имеющих равнопроходное внутреннее сечение;

Поршень комбинированный манжетно-дисковый ПКМД

Очистка полости трубопровода от строительного мусора, мягких (в т.ч. нефтяных) и частично твердых отложений, удаление конденсата; проведение работ по продувке, промывке, испытанию или консервации строящихся и эксплуатируемых магистральных, промысловых трубопроводов, в т.ч. трубопроводов с запорной арматурой имеющих равнопроходное внутреннее сечение.

Очистной полиуретановый поршень (ОПП)

Очистной поршень с полиуретановыми дисками (ОПП), предназначен для очистки полости трубопровода от строительного мусора, грунта, поверхностного рыхлого слоя ржавчины и окалины, мягких (в т.ч.нефтяных) и частично твёрдых отложений методом протягивания, продувки, промывки и вытеснения в потоке воды, а также для предварительного запуска при удалении воды после гидроиспытаний.

Стальной очистной поршень "ЕРШ"

Очистной поршень типа "ЕРШ" предназначен для очистки полости трубопроводов диаметром 159-1420 мм. от строительного мусора, поверхностного рыхлого слоя ржавчины и окалины, нефтяных отложений методом протягивания или продувки

Очистной поршень-разделитель (ОПР-М)

Поршень ОПР-М предназначен для очистки полости строящихся и действующих магистральных трубопроводов от загрязнений и отложений, удаления воды, конденсата, газовоздушных пробок, разделения нефти и нефтепродуктов при последовательной перекачке.

В качестве дисков-разделителей используются автомобильные или авиционные покрышки

Поршни ДЗК

Поршни-разделители эластичные типа ДЗК (далее по тексту «ДЗК») выпускаются в соответствии с требованиями ТУ 4834-010-0129858-2000 и предназначены для выполнения следующих работ в процессе строительства и реконструкции трубопроводов диаметром до 1420мм включительно:

Освобождение трубопроводов от воздуха в процессе их наполнения водой для гидравлического испытания, а также при заполнении трубопровода нефтью и нефтепродуктами при вводе объектов в эксплуатацию;

Освобождение трубопроводов, в т.ч. и подводных переходов от воды, оставшейся в них после гидравлического испытания или балластировки;

Освобождение полости трубопровода от конденсата и загрязнений.

Цель очистки внутренней полости
трубопроводов
Очистка проводится в среде перекачиваемого продукта, без остановки трубопровода
- в процессе его эксплуатации (нефтесборные сети, межпромысловые и магистральные
трубопроводы).
Цель проведения очистных работ:
1. увеличить пропускную способность трубопровода без остановки перекачки продукта;
2. снизить, по возможности, периодичность проведения плановых очистных работ за
счет подбора очистных поршней непосредственно для данного участка трубопровода;
3. по результатам технического отчета ВТД, специалисты эксплуатирующий данный
трубопровод проводят ремонтные работы, направленные на устранение дефектов.

Назначение камеры
приема очистного устройства
Обеспечение эксплуатационной надежности линейной части газопровода
достигают комплексом организационных и технических мероприятий,
направленных на поддержание работоспособного состояния линейной части.
Техническое диагностирование магистрального газопровода осуществляют на
протяжении всего жизненного цикла до вывода объекта из эксплуатации. Одним
из способов диагностирования является внутритрубное диагностирование.
Камеры приема с быстродействующим затвором
предназначены
для
приема из трубопровода
поточных
средств
(скребков, разделителей,
дефектоскопов и др.)
Камеры
приема
устанавливаются
на
трубопроводах Ду 150,
200, 300, 350, 400, 500,
700, 800, 1000, 1200, 1400
мм,
работающих
под
давлением до 8,0 МПа.

Конструктивные особенности камеры приема
Ду,мм Д, мм Р раб., МПа D1
1400
1420
8.0
D2
159 530
H
H1
L
L1
L2
L3
L4
L5
L6
L7
1700/150
4550/675 5750/795
3000/500
5100/736
800
570
2250 800 650
0
0
0
0
0
Масса, кг.
48100
Камеры приема имеют такие особенности как быстрое открытие и закрытие
трубопровода, удобную и быструю загрузку и выгрузку скребка, установка устройств
безопасности и индикаторов обхода (опционально) для обеспечения или улучшения
производительности и безопасности. Сосуды камер приема состоят из двух частей:
быстрооткрывающегося затвора и камеры приема. Для обеспечения безопасности и
высокого качества продукции при изготовлении должен осуществляется строгий контроль
на всех стадиях производства: от разработки и выбора материалов, до производства и
проведения испытаний.

Устройство камеры приема
Камера приема является потенциально опасным объектом, т.к. в процессе пропуска очистных
устройств работает под избыточным внутренним давлением газа магистрального газопровода.
Возможные отказы связаны с нарушениями условий эксплуатации и дефектами элементов
концевого затвора, образовавшимися при монтаже и возникшими при эксплуатации.
Камера приема является элементом газотранспортной системы и предназначена для пропуска
очистных устройств (ОУ) и внутритрубных дефектоскопов. Она представляет собой сосуд,
работающий под давлением магистрального газопровода, одна сторона которого подсоединена
через трубопровод к магистральному газопроводу, другая снабжена концевым затвором со съемной
крышкой.
На корпусе камеры расположены необходимые патрубки и штуцера для приварки
технологической обвязки газопровода, а также имеются грузозахватывающие серьги для
подсоединения, в случае необходимости, дополнительной тросовой системы при проведении
операции по извлечению скребка или снаряда-дефектоскопа в конический переходник камеры.
Камера приема
Сигнализатор
Концевой затвор

Устройство камеры приема
(концевой затвор)
Концевой затвор состоит из полухомутов (поз. 1 и поз.2), которые стягивают фланцы
крышки и корпуса камеры. Полухомуты стягиваются с помощью соединений «винт–гайка»,
находящимися вверху и внизу затвора. Гайки (поз. 6) с трапецеидальной резьбой
установлены в щеках полухомутов (поз. 9). Вращением винта (поз. 3). осуществляется
стягивание полухомутов. Для разгрузки винта (поз.3) от массы полухомутов и для
облегчения их передвижения полухомуты имеют катковое устройство (поз.4). Катки
передвигаются по направляющей траверсе (поз. 5), установленной в верхнем кронштейне
на фланце корпуса. Для предупреждения открытия затвора под давлением в случае
непредвиденного разрушения винтов, полухомуты после закрытия затвора стянуты
блокирующими шпильками (поз.8).
Рис.1
Общий вид
концевого затвора
Рис.2
Концевой затвор
(строение)

Устройство камеры
(сигнализатор прохождение поршня)
Сигнализатор прохождения поточных
устройств предназначен для контроля за
прохождением
очистных
средств
по
трубопроводу
и
выдачи
сигнала
о
прохождении на пульт оператора.
Сигнализатор на камере монтируется
при помощи фланцевого соединения. Рычаг
сигнализатора выступает во внутреннюю
полость камеры и в момент прохождения
поточного средства вместе с толкателем
поднимается в верхнее положение, при этом
толкатель поворачивает ось закрепленным на
ней подпружиненным кулачком. Кулачок
замыкает контакты конечного выключателя, в
результате чего подается сигнал на пульт
оператора
о
прохождении
очистного
устройства, а флажок-указатель занимает
вертикальное положение. Возврат рычага в
исходное положение производится пружиной,
расположенной на крышке сигнализатора.

Устройство камеры
(устройство извлечения поточных средств)
1
Устройство извлечения
предназначено для подъема и
перемещения очистных устройств,
дефектоскопов из полости камеры.
Крепится устройство извлечения на
фундаменте посредством
фундаментных болтов.
Устройство извлечения состоит
из крана консольного с ручным
приводом, рама с направляющими
катками, лебедка с ручным
приводом.
3
2
Тележка с толкателем и
штангой может перемещаться по
направляющим рамы и приводится
в движение тросовой системой и
лебедкой с ручным приводом.
Рис.1
Общий вид устройства извлечения
поточных средств.
1 – Колонна- балка; 2 – рама;
3 – лебедка.


№6
№8
№7
№ 16
№ 19
№ 15
№ 18
№1
Точка А
III камера
Точка Б
№3
№4
Свеча Ду 50
№ 21
№ 17
№2
№9
№ 13
№ 11
№ 14
№ 12
№ 10
№5
№ 20
Стояк отбора Ду 50
I конденсатосборник

10.

Принципиально-технологическая схема
(описательная часть)
Технологическая схема показывает составные части узлов обвязки камеры приема
очистного устройства, а так же положение кранов. Поток газа, через кран №6 проходит по
обводной линии, таким образом устройство приема на данном этапе приема поршня не
задействовано, кран № 6 открыт, все остальные краны находятся в закрытом положении.
После прохождения поршня т. А срабатывает сигнализатор прохождения поршня на
что реагирует СТМ (система телемеханики), открываются краны № 1, 9, 11, 13, 15, 18,
закрывается кран № 6, тем самым направление потока газа меняется, относительно
исходного. Пропускная способность уменьшается, что приводит к снижению скорости
очистного устройства.
По достижении поршня т. Б основной поток газа пойдет через обводную линию
путем открытия крана № 6. Кран № 1 закрывается, но для необходимого подпора поршня
открывают краны № 2, 3, скорость поточного средства снижается, происходит сбор
конденсата в емкость через краны № 9, 17. Для поддержания давления, снижения
разряженного состояния среды перед поршнем и эффективности сбора конденсата,
краны № 11, 13, 15, 18 закрывают и открывают краны (байпасы) № 12, 14.
Поршень достиг камеры приема и в подпоре газом не нуждается, закрываются
краны № 3, 12, 14 таким образом камера приема отсечена от основного потока газа.
Завершающим этапом приема очистного устройства в камеру является снижение
давления в технологической обвязке путем открытия крана № 4 тем самым происходит
стравливание газа через свечу.

11.

Виды очистных и диагностических устройств
Магнитные дефектоскопы
(интеллектуальные поршни)
Магнитный
метод
дефектоскопии
трубопроводов
основан
на
регистрации
магнитных
полей.
В
основу
работы
дефектоскопа заложен принцип обнаружения
дефектов в стальных трубах, состоящий в том,
что контролируемое изделие намагничивается
и регистрирует значение магнитной индукции
поля, рассеиваемого у поверхности трубы.
Намагничивание
стенки
трубы
ведется
цилиндрической магнитной системой. Датчики
дефектов размещаются между полюсами
постоянного магнита по окружности корпуса
дефектоскопа
Очистные поршни
(скребкового и манжетного типа)
Поршни скребки (манжетного типа)
предназначены
для
очистки
стенок
трубопроводов от различных отложение. Также
скребки используются как поршни-разделители
при перекачке разнородных нефтепродуктов.
Благодаря
малому
весу
и
большому
количеству полиуретановых дисков (манжет)
скребки
эффективно
уплотняются
в
трубопроводах и не теряют герметичности на
прогонах
значительной
протяженности.
Конфигурация
некоторых
скребков
обеспечивает
прохождение
сужение
трубопровода
до
85
%
номинального
диаметра.

12.

Техническое обслуживание
и капитальный ремонт
Техническое обслуживание подразделяется на:
1) Технический осмотр
2) Текущий ремонт
3) Капитальный ремонт
Технический осмотр производится не реже одного раза в
квартал. При осмотре проверяется:
1)Герметичность запорной арматуры на камерах приема,
герметичность концевого затвора, блокирующего устройства и
сигнализатора прохождения поточных средств;
2)Затяжка крепежных деталей;
3)Смазка подвижных составных частей устройства: стяжных
винтов и гаек концевого затвора, подвески полухомутов и
крышки затвора, осей и зубчатых колес лебедок, осей и
блоков на устройстве извлечения. При необходимости
дополнить смазку или заменить ее;
4)Состояние канатов и тяговых механизмов устройства извлечения, лебедок, блоков, роликов;
5) Состояние лакокрасочного покрытия камеры приема и их составных частей.
Текущий ремонт производится не реже, через 10 лет работы БКП. При этом могут заменятся
отдельные составные части устройства на новые и отремонтированные.
Капитальный ремонт камеры приема должен производится в заводских условиях.