Модульные сетки в веб-дизайне. Анатомия логотипа: изучаем модульную сетку Композиция из линий в модульной сетке

Представьте, что к вам должны прийти гости, а у вас по квартире разбросаны вещи. Как вы думаете, каким образом можно быстро «прибраться», если времени на уборку нет? Ответ прост: нужно разложить вещи небольшими кучками. Это сразу создаст ощущение порядка, квартира будет выглядеть убранной.

Модульная сетка, которая представляет собой набор направляющих, работает аналогичным образом. Направляющие (обычно вертикальные и горизонтальные) образуют некий каркас. Допустим, такой:

Да, правил нет, но есть здравый смысл. Говоря иначе, сначала нужно подумать, для чего нужна сетка, и только потом уже ее строить. Например, нарисованный выше каркас может послужить отличным полем для игры в крестики-нолики;)

Кстати, результатом использования сетки может быть... сама сетка. В качестве примера можно привести картины Пита Мондриана, который строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки.

Ярким примером промежуточного варианта, когда сетка одновременно является частью дизайна и решает конкретную задачу, служит интерфейс мобильной операционной системы Windows Phone.

Итак, на что же можно и нужно опираться при создании модульной сетки?

Построение модульной сетки

Достаточно часто в статьях про модульные сетки можно встретить предложение, которое звучит следующим образом:

Не вписывайте дизайн в сетку, наоборот, создавайте сетку под дизайн.

На первый взгляд, вроде бы все верно: сетка — это, прежде всего, рабочий инструмент, который не имеет смысла без инструкции по использованию, описывающей расположение основных элементов (текста, изображений и т. д.).

Однако, как показывает практика, возможны и имеют место быть оба варианта:

  • Дизайн вписывается в сетку;
  • Сетка создается под дизайн.

Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Пример первый: нужно создать дизайн сайта для научного журнала. При этом клиент хочет, чтобы журнал был «лицом» сайта и просит поместить его на главной странице. Обложка выглядит, мягко говоря, не очень хорошо:

Не будем обсуждать художественную ценность данной обложки. Сосредоточимся лучше на исполнении — оно явно хромает:

  • Ощущение, что элементы «набросаны» на плоскость страницы наспех, их позиции ничем не обоснованы;
  • Размеры в макете несоизмеримы и непропорциональны, непонятно, чем обусловлен тот или иной размер;
  • Акцентов нет, поля узкие, объекты конфликтуют друг с другом, взгляд блуждает по обложке;
  • Неграмотная работа с текстом, как в плане шрифтов (автор насчитал минимум 5), так и в плане типографики (в списке ключевых статей «дыры» между отдельными пунктами);
  • «Грязные» цвета.

Очевидно, что какой бы хороший дизайн сайта мы не придумали, такая обложка сведет его на «нет». Её нужно довести до ума и в этом нам поможет сетка. Возьмем за основу высоту бордовой полосы (7 мм) и нарисуем сетку с аналогичным шагом по вертикали и горизонтали. Кстати, верхняя и нижняя полосы удивительным образом в нее «попадают».

Сетка наглядно демонстрирует всю плачевность ситуации: объекты не выровнены относительно друг друга, имеют непонятные размеры, в общем, «кто в лес, кто по дрова».

Для наведения порядка впишем дизайн в сетку, только учтем один небольшой нюанс. Отдельно взятые элементы (название журнала, логотип APEL, номер) имеют избыточный размер, из-за них обложка получается тяжеловесной. Уменьшим шаг сетки на 1 мм, это даст нам в итоге легкий и цельный в восприятии дизайн:

Обложка с сеткой или без сетки

  • Элементы расположены по сетке и соразмерны друг другу, появились хорошие широкие поля;
  • Основной акцент выведен на название журнала;
  • Поправлены шрифты и типографика, что вкупе с сеткой дает нам законченное решение.

В итоге мы получаем такую вот замечательную картинку для главной страницы сайта:

Двигаемся дальше. В одной из предыдущих статей автор подробно разобрал этапы создания сайта-визитки . Прочитайте ее, если еще не читали, и обратите внимание, как идет построение дизайна: объекты на странице размещаются последовательно — от общего к частному, от главных элементов к второстепенным.

При таком подходе, когда компоновка определяется задачей, элементы обычно располагаются на странице «на глаз», они, пусть и не сильно, но «пляшут» относительно друг друга. Опять-таки непонятно, на что ориентироваться при выборе размера картинок, блоков текста и т. д. В такой ситуации нам вновь поможет вписывание дизайна в сетку.

Модульная сетка - э то кратно повторяемый рисунок, узор, размер или пропорция. Вспомните картинки Эшера. Ящерки, рыбки, птицы в некоторых работах - это и есть модуль. Каждый интернетчик наблюдает модули в виде бэкграундов.

Первый вариант применения модулей в дизайне - такой ж как в инете, то есть фоновый рисунок. В самых различных формах, как самостоятельный, так и в различных комбинация. И те же иллюстрации Эшера.

Второй вариант, размерный, очень близок к третьему, пропорциональному. В основном это модульные сетки для различных типографских видов печатной продукции.

Третий вариант более сложен для восприятия, но именно он и лежит в основе всего дизайна, архитектуры и прочего, прочего, творимого природой и человеком. Человек всегда формировал окружающую среду, интуитивно руководствуясь чувством пропорции, то есть соотношений.

Еще Фидий (создатель Акрополя) и Иктин (Парфенон) продемонстрировали знание закона золотого сечения. Суть этого закона в том, что меньший отрезок относится к большему, как больший ко всей длине. Я не помню, изучают ли этот закон в школе, но в художественных училищах, художественннных и архитектурных институтах это как "Отче наш..." Одним числом это значение выражается как 1,618..... алгебраически выглядит a:b=b:(a+b). Суть в том, что подобное соотношение благоприятно глазу в силу психических и физических особенностей строения глаза, рабочих частот мозга и много, много...(Рисунок 4.2.)

Вторым активным элементом построениея каких-то зрительно благоприятных соотношений является квадрат. Путем построений из него легко получать соотношения 1:2, 2:3, 3:4.

Рисунок 4.2.

Рисунок 4.3.

Для веба модульное построение страницы может быть организовано с помощью таблиц. В качестве модуля можно принимать соотношение сторон экрана (при 800х600 это составляет 4:3) (Рисунок 4.3.). Стандартный размер листа бумаги A4 так же является модулем в черчении и типографике

Подавляющее число типографских сеток строится на базе формата листа бумаги, взятого за основу издания. Рисунок сетки зависит от содержания и замысла проекта, а так же индивидуального стиля того или иного художника. А если проектирование выполняется с помощью компьютера, то процесс становится достаточно быстрым, особенно в стадии реализации. Большинство графических (в основном - паблишерных) программ имеет встроенные опции построения модульной сетки, и почти все они же имеют достаточно большой набор заготовок модульных сеток под вполне обычными фамилиями "Буклет", "Календарь" и пр.

На рисунке 4.4. представлена модульная сетка первой полосы. Она немного отличается от общей модульной сетки верхним блоком. Для более четкого восприятия логотипа его пришлось выделить весьма значительными паузами. Но зато с его прочтением и выделением нет никаких проблем.

Рисунок 4.4.

Рисунок 4.5. Модульная сетка остальных полос

Как видим, кроме четко определенного верхнего блока полосы имеют четко выраженный "подвал" - так газетчики называют нижнюю часть полосы. Он помогает разделить информацию на полосе на тематические зоны. Схема модулирования полосы видна на двух цветных схемах.

Не всегда модульная сетка такая уж равномерная и симметричная. Она может быть и абсолютно абстрактной, с произвольным размещением элементов, но в любом случае ее задача - обеспечить преемственность подачи материала.

Модули используют и архитекторы, и дизайнеры-мебельщики, и разработчики автомобилей, у них модуль привязан к пропорциям и размерам тела человека.

Рисунок 4.6.

В веб-дизайне модульная сетка применяется гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд. Если вы используете

для формирования элементов на странице - вы уже используете модульную сетку, особенно если вы повторяете эту сетку не на одной странице, а на нескольких. Иногда сетка может быть скрытой, иногда явной (когда вы в качестве фона ячейки используете другой цвет, отличный от основного фона) (Рисунок 4.6.)

Следует добавить, что суть сетки та же, за исключением того, что в вебовской сетке могут присутствовать динамические (изменяемые) параметры ячеек. Страница может быть разной по высоте, что зависит от количества текста и картинок на ней, и автоматически раздвигаться (или не раздвигаться) в зависимости от используемого разрешения монитора.

Размеры экрана

С

Ширина канвы

ледует избегать жестко заданных размеров экрана, но если вы все же задали жестко, необходимо учитывать, что задание жестких параметров определяется размерами канвы.

Разрешение экрана

Размеры канвы

Размер экрана можно определить с помощью простых программ (см. лабораторный практикум).

Рассмотрим пример модульной сетки и задания размеров, организованных с помощью таблицы

В HTML можно все содержание таблицы обозначить тегом . Тогда заголовок таблицы обозначается тегом а заключение тегом .Все три тега закрывающееся и имеют атрибуты. Для ячеек заголовка таблицы используется тег .

заготовка страницы

Тем не менее, самый простой способ не зависеть от размеров канвы – применять относительные размеры, то есть задавать размеры в %.

Крайне полезная статья о правилах создания журнальной верстки! Очень рекомендую к прочтению.

Прежде чем рассказать о модульной сетке, давайте поймем, что такое модуль.

Модуль – это кратно повторяющееся изображение, размер или пропорция. – это структура (каркас, шаблон) расположения графических элементов на страницах. Основой модульной сетки является “модуль”, иначе говоря – основной шаг сетки, который визуально определяется шириной и высотой клетки (модульной единицы). Клетки строятся с помощью вертикальных колонок и горизонтальных линий.

Подавляющее большинство типографских сеток строится на базе формата листа бумаги, взятого за основу издания. Как вы понимаете, колонки и базовая сетка страниц создается с помощью автоматических команд программы. Сетка может быть самой разнообразной, всё в зависимости от назначения издания и идеи дизайнера.

Сетка создается для всего разворота, а не для каждой страницы отдельно. Это делается для того, чтобы весь журнальный разворот воспринимался бы как единое целое, а не распадался на правую и левую части, а всё издание не выглядело бы как подшивка из разнородных страниц. Сетка разворота может состоять из 2, 3, 4-х и т.д. равных и неравных по ширине колонок.

Одинаковые по ширине колонки создаются в окне создания документа, либо в панели “Поля и Колонки” (Margins and Colomns). Если нам необходимо задать 3 колонки, то мы вбиваем число 3 в соответствующее поле и т.д.

А как быть, если по нашему замыслу не все колонки должны иметь одинаковую ширину? Например, если текст и изображения будут располагаться в 2-х широких колонках, а пояснительная информация – в боковой узкой колонке?

В этом случае, наша модульная сетка будет строиться на основе разного числа автоматических колонок программы. Например, если мы зададим 8 автоматических колонок для страницы, то задуманные нами 2 широкие колонки (для текста и изображений) займут по 3 автоматические колонки, а узкая боковая колонка будет строиться на основе 2-х автоматических колонок.

Кроме распределения по колонкам, в модульной сетке используются такжебазовые горизонтальные линейки . К ним привязываются строки текста и границы графических элементов для визуального упорядочения и выравнивания.

Заголовки могут помещаться как в одной колонке, так и простираться на несколько колонок. Нередкий случай, когда заголовок является единственным элементом для всей страницы. Всё зависит от креативной идеи и личных предпочтений дизайнера.

Точно так же и графические изображения (фотографии или иллюстрации) могут занимать одну или несколько колонок, а могут и заполнять собой весть разворот. Довольно распространен прием, когда фотография занимает собой одну часть разворота целиком и немного распространяется на вторую часть с тем, чтобы визуально объединить обе части.

-

Модульная сетка не обязательно строится из перпендикулярных линий. Иногда дизайнер решает наклонить сетку или вообще придать ей оригинальную форму, Если Вам хочется выйти за рамки привычного – выходите!
Только постарайтесь, чтобы в погоне за оригинальностью Ваша работа не превратилась в сизифов труд. Представьте себе, каково будет сверстать 40-50 страниц с наклонной или фигурной сеткой…

-

Поэтому, прежде чем оригинальничать, спросите себя, действительно ли это так необходимо и для чего? Если весь журнал будет построен по наклонной, перевернутой или фигурной сетке, то, скорее всего, такая оригинальность удивит читателя не далее, чем на протяжении первых 5 страниц, а далее уже станет раздражать.

Почему? Да потому что читатель прежде всего хочет спокойно читать и усваивать интересную информацию, а не отвлекаться на всякие излишки гениальности дизайнера.

А вот если только в одной определенной рубрике журнала появится оригинальная разметка, то это будет не только интересно, но и уместно, поскольку придаст рубрике стильный и узнаваемый вид.

Все, что окружает нас, имеет свои пропорции. Еще в детстве мультик “38 попугаев” научил нас тому, что все можно поделить на части, равные друг другу (длина удава состояла из 38 попугаев). Также все мы знаем о том, что рост человека равняется семи его головам, сантиметр состоит из десяти миллиметров, метр из ста сантиметров и так далее. Таким образом, попугай из мультика, голова человека, миллиметр и сантиметр – это модули.

Из всего этого мы можем понять, что модуль – это условная единица, шаг в ритме сетки. А сама сетка являет собой систему пропорций.

Чем же нам поможет эта модульная сетка? Во-первых, она ускорит работу, потому что нам не придется тратить массу времени на попытки гармонично расставить все элементы. Во-вторых, с помощью сетки мы сможем понять, какой кегль нам нужно применить и каких размеров должен быть каждый блок. В целом, модульная сетка является каркасом, который значительно облегчает построение сайта.

Давайте же рассмотрим, какими бывают сетки.

1. Самый простой тип – блочная сетка. То есть, она делает грубую разметку, разделяя площадь на блоки.


Блочная сетка

3. Модульная же сетка имеет не только вертикальное членение, но и горизонтальное. Таким образом, то, что получается на пересечениях прямых, и есть модуль.


4. Также есть иерархическая сетка, блоки в которой размещаются интуитивно и не поддаются никаким закономерностям.


Итак, как же создать модульную сетку.

1. Для начала нам нужно понять, какую функцию должен будет выполнять наш сайт, выявляем его структуру и состав страниц. Затем определяем, какие страницы будут самыми важными, с них и начнется работа. Для них мы сформируем список функциональности и рассортируем его по приоритетам.

Мы должны описать каждый блок функциональности и детализировать его до мелочей. В итоге должен получиться список, в котором по уровням расписываются блоки и их элементы. Таким образом, у нас теперь есть пазлы, высыпанные из коробки, и нам осталось только собрать их в целостную картину.

3. Построение сетки начинаем с определения размеров рабочей области. Затем нам нужно сделать шрифтовую сетку. Для этого выбираем высоту строки, которая должна быть единой для всего макета. В элементах, которые имеют кегль отличный от кегля основного текста, междустрочный пробел должен быть кратным нашей высоте строки.

Таким образом, мы получаем основание нашей будущей сетки. На это основание будет опираться весь текст.

4. Теперь нам нужно решить, какой ширины будет наш модуль. Здесь мы можем оттолкнуться от ширины какого-либо постоянного элемента. Если же у вас есть задача разместить по ширине страницы какие-то одинаковые элементы, то все становится еще проще, ведь вы уже знаете ее размеры.

Для удобства нам нужно определить, каким будет расстояние между модулями. Оно должно быть равно минимум одной высоте строки из прошлого пункта.

Есть один нюанс – нужно правильно выбрать размеры модуля, ведь если они будут слишком большими, то пропадет гибкость сетки, а если же они будут мелкими, то сетка просто потеряется.

5. Горизонтальное членение сделать достаточно просто. Его высота должна быть кратна высоте нашей строки. А уж сколько строк вы вставите в одно членение – это уже зависит от вашего эскиза.

Не так давно, работая над очередным уроком для курса «Графический дизайн. Основы» (выпуск запланирован на начало января), я поняла, что тема использования и построения модульных сеток мало где раскрывается.

Есть достаточно много информации о том, что такое модульная сетка и для чего она нужна, но совсем мало о том, каким образом ее строить и какими правилами руководствоваться при этом. Поэтому я решила, что сегодняшняя запись будет иметь практическую направленность и пытаться как можно понятнее осветить данную тему.

Итак, модульная сетка – это разметка вашей работы, способ систематизации и выравнивания элементов. Она является остовом композиционного решения и служит средством организации не только составных частей работы, но и свободного пространства.

Сетка может как помогать нам решать поставленные задачи, так и являться частью решения. Наиболее ярким примером может послужить интерфейс windows phone:

Для тех, кто нуждается в более подробной теоретической части вопроса, есть возможность воспользоваться поиском либо подписаться на курс и получить соответствующее письмо, где об этом достаточно подробно рассказано, а мы переходим непосредственно к практике.

Сначала мы должны определиться, — для чего нам нужна модульная сетка. Делаем мы сайт или верстаем журнал, или обложку для книги, или что-то другое? В зависимости от вида деятельности следует выделить основные структурные элементы. Часто размер модуля определяется одним из этих элементов, например логотипом, позицией меню на сайте и т.д. В верстке минимальный размер определяется удобочитаемым в конкретной ситуации кеглем.

Для наглядности приведу пример модульной сетки печатного периодического издания. Если мы верстаем журнал, то структурными элементами могут быть заголовок, подзаголовок, текст, иллюстрации. Обычно в журналах присутствуют разные типы статей, где роль текстовой части может меняться. В таких случаях, чтобы сделать сетку более гибкой, я использую 5-7 модулей (по горизонтали):

Объединение модулей может осуществляться практически в любом удобном для вас формате:

В действительности, чем меньше модуль сетки, тем более гибкой она будет, не потеряв при этом пропорциональности. Но многим бывает неудобно работать с сетками, если размер их модуля стремится к размеру расстояния между модулями. От такой сетки рябит в глазах и в ней легко запутаться, особенно начинающему:

Вариантов построения модульной сетки может быть масса, здесь вы ограничены только пожеланиями заказчика и своим воображением. Не забывайте, что модульные сетки не обязательно должны быть вертикальными, они могут также строиться и по диагонали, под определенным углом наклона и т.д.

В случае с сайтами оптимальным количеством колонок считается 12, 16 и 24, что связано с особенностями верстки сайтов и использования возможностей фреймворка. Минимальной высотой модуля для web я считаю 20px, что связано с оптимальным размером шрифта (12-14pt) и его читаемостью.

Теперь пришло время поговорить о технической стороне вопроса.

Создание модульной сетки в

  • Первый и самый простой способ — это включить сетку самого графического редактора (Ctrl+’) и, ориентируясь по ней, выставить направляющие. Получится долго и с большой вероятностью ошибок.
  • Установить специальные плагины для Photoshop (GuideGuide , Modular Grid Pattern , GridMaker 2 ).
  • Скачать готовый шаблон с одного из бесплатных генераторов сеток, таких как 960.gs, Golden Grid, 1Kb Grid, Simple Grid. Установите нужные параметры и нажмите «GENERATE».

В действительности существует достаточно большое количество сервисов для создания сеток, в том числе и для «резиновых» сайтов. Их очень легко можно найти, воспользовавшись поиском, поэтому не вижу смысла перечислять их всех в статье. Такие сервисы являются отличными помощниками для начинающих.

Создание модульной сетки в

В отличие от Photoshop, InDesign обладает собственными средствами создания модульной сетки. В меню Layout необходимо выбрать пункт Create Guides и в диалогом окне ввести нужные вам параметры:

Данный инструмент имеет достаточно гибкие настройки, поэтому сделать нужную структуру не составит большого труда. Создание сетки лучше всего осуществлять на Master Page , чтобы не повторять процедуру для каждой страницы.

Создание модульной сетки в

  • Первый способ (аналогично Photoshop) — это включить сетку самого графического редактора и, ориентируясь по ней, выставить направляющие. Также есть возможность любую фигуру сделать направляющей, что поможет в организации наклонной сетки.
  • Скачать готовые шаблоны сеток. Где — подскажет поиск. В интернете их можно найти массу.

Надеюсь, тема модульных сеток стала для вас ближе и яснее. Обязательно упражняйтесь в их построении. Я прекрасно понимаю, что занятие это очень нудное, но оно того стоит. Построение сеток развивает ваше чувство пропорции, позволяет лучше видеть в дальнейшем все неточности выравнивания.


aionclassic.ru - Аксессуары. Игры. Новости. Обзоры. Рейтинги. Советы
заголовок
менюмодуль1модуль2модуль3модуль4
заключение