Информационная культура личности. тесты тест на тему. Информационная культура и информационная грамотность. Тест Тест на владение информационной культуры

ТЕМА 4. Библиографическое описание: ГОСТ 7.1-2003
51. Задание № 51

Отметьте, элемент библиографического описания, который к заголовку НЕ относится. По характеру сведений о документе различают следующие виды заголовков:


  • имя лица

  • наименование организации

  • унифицированное заглавие

  • обозначение документа

  • обозначение материала
52. Задание № 52

ГОСТ, которым руководствуются при составлении библиографического описания документа:


  • ГОСТ 7.1-84 0

  • ГОСТ 7.1-2003

  • ГОСТ 7.60-2003

  • ГОСТ 7.11-78
53. Задание № 53

В качестве элемента "заголовок описания", может выступать:


  • ответственный редактор

  • название книги

  • имя первого автора

  • составитель
54. Задание № 54

  • не указываются, книга описывается под основным заглавием
55. Задание № 55

Знак препинания, который предшествует элементу библиографического описания "сведения об ответственности" :


  • .- (точка и тире)

  • , (запятая)

  • ;(точка с запятой) D:(двоеточие)

  • /(косая черта)
56. Задание № 56
Отметьте, правильный ответ

Область "выходных данных" в составе библиографического описания, включает:


  • место издания, имя издателя, дата издания

  • место издания

  • имя издателя (издательство)

  • дата издания

  • сведения о повторности издания
57. Задание № 57

Знак препинания, предшествующий элементу библиографического описания "место издания, распространения":


  • .- (точка и тире)

  • , (запятая)

  • ; (точка с запятой)

  • :(двоеточие)
58. Задание № 58

Знак препинания, предшествующий элементу библиографического описания "имя издателя":


  • .- (точка и тире)

  • , (запятая)

  • ;(точка с запятой)

  • :(двоеточие)

  • / (косая черта)
59. Задание № 59

Год в элементе библиографического описания "дата издания" указывается:


  • арабскими цифрами с буквой г.

  • арабскими цифрами без буквы г.

  • римскими цифрами с буквой г.

  • римскими буквами без буквы г.
60. Задание № 60

Область физической характеристики в составе библиографического описания, входит:


  • сведения об иллюстрациях, таблицах, фотографиях

  • объем документа, сведения об иллюстрациях

  • тираж
61. Задание № 61

Элемент библиографического описания, перед которым не ставится знак препинания: (двоеточие)


  • сведения об издании

  • имя издателя

  • сведения, относящиеся к заглавию

  • сведения об иллюстрациях, схемах, таблицах
62. Задание № 62

Элемент библиографического описания, перед которым не ставится знак препинания.- (точка и тире):


  • сведения об издании

  • сведения об ответственности

  • место издания

  • физическая характеристика

  • серия
63. Задание № 63

Аналитическое библиографическое описание, применяется при описании:


  • сборника

  • журнала

  • статьи из журнала, сборника

  • книги под заглавием
64. Задание № 64

Знаки препинания, которые ставятся при описании данных журнала в аналитическом описании (//Педагогика 2008 №2 С.15-20):


  • , (запятая)

  • :(двоеточие)

  • ; (точка с запятой)

  • / / (две косые черты)

  • .- (точка и тире)
65. Задание № 65

Объектом аналитического библиографического описания документа, является описание:


  • книги оного автора

  • книги двух авторов

  • сборника

  • статьи из сборника

Модуль 2. Информационный поиск
ТЕМА 6 – 8. Электронные информационные ресурсы.

Поиск информации в отдельных базах данных НБ СибГТУ.

Электронный каталог: локальная и сетевая версии.
66. Задание № 66

Выпуски трудов сотрудников СибГТУ можно найти используя каталог:


  • систематический

  • алфавитный

  • предметный

  • электронный

  • топографический
67. Задание № 67

Осуществить поиск книг по теме можно используя каталог:


  • алфавитный

  • топографический

  • электронный

  • систематический
68. Задание № 68

Базы данных, которые отсутствуют в поисковом интерфейсе системы ИРБИС:


  • статьи корпорации МАРС

  • Российской книжной палаты

  • Опыт русского лесоводства

  • каталог трудов научных сотрудников СибГТУ

  • электронный каталог НБ
69. Задание № 69

Элементы, свидетельствующие о наличии полного текста в электронном каталоге:


  • дополнительные ограничения

  • термины запроса

  • ссылка в конце полного библиографического описания

  • кнопка "полный текст документа"

  • ссылка в кратком описании
70. Задание № 70

Вид поиска для нахождения CD, DVD в электронном каталоге:


  • физический носитель информации

  • заглавие

  • вид/тип документа

  • издающая организация

  • тематический рубрикатор
71. Задание № 71

Поиск по теме в электронном каталоге проводится по:


  • автору

  • ключевым словам

  • характеру документа

  • заглавию
72. Задание № 72

Для уточнения результатов поиска по году издания документа, необходимо использовать:


  • логические операторы

  • дополнительные ограничения

  • усечение

  • связанные документы

  • полное описание
73. Задание № 73

Расширить запрос в электронном каталоге можно с помощью:


  • логического оператора ИЛИ

  • логического оператора НЕТ

  • усечения

  • не предусмотрено расширение запроса

  • логического оператора И
74. Задание № 74

Уточнить запрос по электронному каталогу можно используя:


  • логический оператор И

  • логический оператор ИЛИ

  • логический оператор НЕТ

  • меню "Уточняемый запрос"

  • не предусмотрено уточнение запроса
75. Задание № 75

Вид поиска в электронном каталоге, используемый при отборе книг по издательству:


  • характер документа

  • заглавие

  • издающая организация

  • тематический рубрикатор

  • год издания
76. Задание № 76

Вид поиска в электронном каталоге, используемый при отборе литературы по организации. Например: СибГГУ:


  • предметные рубрики

  • индексы УДК, ББК

  • географические рубрики

  • персоналия

  • персоналия (коллектив)
77. Задание № 77

Вид поиска в электронном каталоге, используемый при отборе литературы о Наполеоне Бонапарте:


  • предметные рубрики

  • персоналия "имя коллектива"

  • индексы УДК, ББК

  • географические рубрики

  • персоналия
78. Задание № 78

Отметьте два варианта ответа.

Виды поиска в электронном каталоге, используемые при отборе книг по теме "Высшее образование во Франции":


  • ключевые слова

  • издающая организация

  • географические рубрики

  • страна издания
79. Задание № 79

Отметьте два варианта ответа.

Виды поиска, используемые при отборе книг автора Марининой А. Б. из серии "Детектив глазами женщины":


  • заглавие

  • автор

  • характер документа

  • заглавие серии

  • ключевые слова
80. Задание № 80

Отметьте два варианта ответа.

Виды поиска, используемые при тематическом отборе книг на иностранном языке:


  • ключевые слова

  • географические рубрики

  • издающая организация

  • предметные рубрики
81. Задание № 81

Вид поиска, используемый при отборе учебных пособий:


  • издающая организация

  • вид/тип документа

  • характер документа

  • ключевые слова

  • заглавие
82. Задание № 82

  • Чиркунов, О. А. Кризис модели потребления/ О. А. Чиркунов // Банковское дело. - 2009. - N 1.-С.16-17.

  • Ефанов, М.В. Получение азотсодержащих сорбентов на основе древесных отходов/ М.В. Ефанов, Д.В. Дудкин, А.И. Галочкин // Журнал прикладной химии. - 2002. - Т.75, Вып.10. - С. 1745-1746. - Библиогр. в конце ст.

  • Костенко, А. Еще разо рейтингах/ А.Костенко // Экология и жизнь. - 2009. - N 1. - С. 26.

  • Влияние формиатов и оксалатов металлов на скорость распада октогена / Р. С. Степанов [и др.].; Сиб. гос. технол ун-т// Физика горения и взрыва. - 2004. - Т.40, N5. - С. 86-90. См. ссылку INTERNET. Документ доступен для просмотра в локальной сети НБ
83. Задание № 83

Выбрать один вариант

В качестве заглавия для оформления списка к курсовой или другой работе используют:


  • список основной использованной литературы

  • библиография

  • список

  • список использованной литературы

  • библиографический список
84. Задание № 84

Способ построения материала, не применяемый в библиографических списках:


  • хронологический

  • систематический

  • алфавитный

  • по видам изданий

  • непоследовательный
85. Задание № 85
Отметьте один вариант.
Библиографический список к реферату приводится в:

  • начале документа

  • конце документа

  • приложении

  • конце основной части

  • начале каждого раздела
86. Задание № 86

Установите соответствие между способами и характеристиками построения библиографических списков:

алфавитный расположение библиографических описаний в

хронологический материал располагается по годам публикаций, а

систематический библиографические описания располагаются по

отраслям знаний, темам.

библиографические описания располагают в порядке первых отсылок в основном тексте к документам.

87. Задание № 87

Установите порядок последовательного описания источников в библиографическом списке:


  • законодательные документы

  • нормативные документы

  • основная литература

  • издания на иностранных языках

^ Анкета 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

1. Какими источниками информации вы чаще всего пользуетесь?


  1. Школьная библиотека

  2. Домашняя библиотека

  3. Газеты журналы

  4. Родственники

  5. Друзья

  6. Телевидение

  7. Интернет

  8. CD энциклопедии

  9. Другое (дописать)
2. Какую информацию вы чаще всего ищите в различных источниках информации?

  1. Учебную, познавательную

  2. О компьютерах, компьютерных играх

  3. О событиях в стране, за рубежом

  4. Развлекательную, юмор

  5. Музыка

  6. Спорт

  7. Бытовая информация (советы)
3. Как вы работаете с получаемой информацией?

  1. Используете полученную информацию целиком

  2. Критически относитесь к информации и используете только то, что считаете необходимым

  3. Собираете информацию из разных источников и соединяете в собственную
4. Оцените по пятибалльной шкале каждое из своих умений работать с информацией (5 – умею работать с информацией; 4 – умею выполнять основные действия; 3 – работа с информацией вызывает у меня затруднения; 2 – мне трудно работать с информацией; 1 – не умею работать с информацией)

  1. Поиск информации

  2. Оценка и отбор информации

  3. Обобщение и обработка информации

  4. Представление информации
5. Как и где вы используете полученную информацию?

6. В каком возрасте вы впервые сели за компьютер?

7. Когда вы впервые вышли в Интернет?

8. Где вы обычно пользуетесь компьютером?


  1. Дома;

  2. В школе;

  3. В интернет-клубе;

  4. У друзей.
9. Где вы можете получить доступ в Интернет?

  1. Дома;

  2. В школе;

  3. В интернет-клубе;

  4. У друзей.
10. Доверяете ли вы информации полученной в Интернете?

  1. В большей мере

  2. В меньшей мере
11. Какую роль в вашей жизни играет Интернет?

  1. Интернет - такая же важная сфера моей жизни, как школа, друзья, без которой моя жизнь была бы неинтересной.

  2. Интернет - ещё один источник информации, которым удобно иногда пользоваться.

  3. Интернет – просто развлечение.
12. Что вы обычно делаете выходя в Интернет?

  1. Нахожу нужную мне информацию

  2. Читаю интересную информацию

  3. Играю в игры

  4. Общаюсь (ЧАТ)

  5. Отправляю и получаю письма

  6. «Брожу» по Интеренту в поисках интересного

  7. Участвую в обсуждении интересных вопросов в Интернет – конференциях

  8. Пользуюсь услугами Интернет - рассылок
13. Как часто вы используете Интернет как средство общения?

  1. Постоянно

  2. Часто

  3. Иногда

  4. Не использую
14. Какие достоинства и недостатки использования Интернета вы можете назвать?

Приложение 2

^ МОНИТОРИНГ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ


Опрос 1. ДИАГНОСТИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятия

Наименование мероприятий проведенных за последние 2 г.

^ Анализ эффективности и личностной значимости

Перспективный план на учебный год

Использование ИКТ в образовательном процессе, технологий обучения детей и т.п.

Работа в сетевом методическом объединении, сотрудничество с методическим центром, другими организациями образования

Участие в профессиональных и творческих дистанционных педагогических конкурсах

Участие в дистанционных семинарах, форумах, методических и предметных неделях

Разработка дистанционных авторских программ, элективных курсов

Публикации статей на профессиональные темы, в том числе размещение на областных / в республиканских порталах сети Интернет

Опрос 2. ^ ПОДХОДИТ ЛИ ДЛЯ МЕНЯ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ?

Начало формы

1. Моя потребность в этом курсе в данный момент…
а. Очень велика, поскольку я преследую вполне определенную цель.
б. Средняя, так как позже я смогу поучиться на аналогичном очном курсе по той же или другой теме.
в. Низкая. Это дело может и подождать.

^ 2. Ощущение того, что я являюсь частью учебной группы…
а. Не так уж для меня и важно.
б. Достаточно важно для меня.
в. Очень важно для меня.

^ 3. Я бы отнес себя к тем людям, которые…
а. Часто делают разные вещи с опережением графика.
б. Время от времени нуждаются в напоминаниях.
в. Привыкли все откладывать на последнюю минуту и часто не завершают то, за что берутся.

^ 4. Групповая дискуссия это…
а. То, что мне очень редко помогает.
б. Иногда может помочь.
в. Всегда мне помогает.

^ 5. Когда преподаватель объясняет правила выполнения задания, я предпочитаю…
а. Разобраться во всем самостоятельно.
б. Пытаюсь все сделать так, как объяснили, а затем, если это требуется, обращаюсь за помощью.
в. Прошу объяснить мне правила в индивидуальном порядке.

^ 6. Мне нужно получать отзывы преподавателей на выполненные задания…
а. В течение нескольких недель, чтобы я проследил, что я уже сделал.
б. В течение нескольких дней, иначе я забуду, что я сделал.
в. Сразу же после их сдачи или я очень расстроюсь.

^ 7. Принимая во внимание мой ежедневный график работы и отдыха, я смогу уделять дистанционному обучению время, которое…
а. Даже больше того, что нужно для очного обучения.
б. Будет таким же, как в очном обучении.
в. Меньше, чем для очного обучения.

^ 8. Посещение занятий в учебном заведении…
а. Совершенно не подходит для меня, так как я очень занят (работа, семья, личные проблемы) в те часы, когда нужно быть на занятиях.
б. Затруднительно, но я смогу изменить приоритеты и организовать свое время так, чтобы успевать на занятия.
в. Вполне мне подходит.

^ 9. Оценивая себя как читателя, я бы мог сказать, что мой уровень…
а. Хороший – обычно я понимаю любой текст без посторонней помощи.
б. Средний – иногда мне требуется помощь, чтобы понять текст.
в. Ниже среднего.

^ 10. Когда у меня возникают проблемы при изучении предмета…
а. Я считаю вполне нормальным подойти к преподавателю и задать ему вопрос.
б. Мне неловко беспокоить преподавателя, но я все равно стараюсь это делать.
в. Я никогда не подойду к преподавателю, чтобы признаться в своем незнании.

Конец формы

Школьный электронный журнал

Конец формы

Конец формы

Конец формы


Данная анкета предназначена для заполнения родителями учащихся

Есть ли у вас возможность ежедневно беседовать со своим ребёнком о его школьных делах? *

Да нет иногда

Успеваете ли вы ежедневно проверять дневник своего ребёнка? *

Да нет иногда

Интересны ли вам дела, в которых участвовал или будет участвовать ваш ребёнок? *

Часто ли ваш ребёнок скрывает от вас неприятности в школе или плохие отметки? *

Да нет иногда не знаю

Есть ли у вас дома выход в интернет? *

Нет, но скоро будет нет да

Есть ли у вас на работе выход в интернет? *

Считаете ли вы необходимым создание школьного электронного журнала? * да нет

Считаете ли вы нужным создавать персональные школьные электронные дневники? *

Какую информацию вы считаете нужным разместить в школьном электронном журнале: *

Оценки замечания поощрения

Итоги внеклассных мероприятий планы мероприятий, экскурсий

Консультации учителей консультация психолога

Ваши предложения по созданию и содержанию школьного журнала.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГЛОССАРИЙ

Программа (экономическая, социальная) – совокупность взаимООвя­занных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы.

Проект – ограниченная во времени деятельность, направленная на создание уникального продукта или услуги; любая деятельность, имеющая четко определенную отправную точку и цели, достижение которых означает завершение деятельности. На практике большинство проектов для достижения целей могут использовать лишь ограничен­ные ресурсы.

Цель – 1. желаемый результат (предмет стремления); то, что хочется осуществить; 2. чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть. 3. предвосхищаемый в сознании результат деятельности.

Задача - проблемная ситуация с явно заданной целью , которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, т. е. то, что требуется сделать. В первом значении задачей можно назвать, например, ситуацию, когда нужно достать предмет, находящийся очень высоко; второе значение слышно в указании: «Ваша задача - достать этот предмет». Несколько более жёсткое понимание «задачи» предполагает явными и определёнными не только цель, но и условия задачи, которая в этом случае определяется как осознанная проблемная ситуация с выделенными условиями (данным) и требованием (целью).

Индикаторы – определенные параметры, показатели, по которым можно судить о выполнение поставленных целей и задач.

^ Мониторинг программ - С методологической точки зрения мониторинг программ можно рассматривать как процедуру по оценке целью, которой является выявление и (или) измерение эффектов продолжающихся действий без выяснения причин. В контексте концепции о волнах в развитии Оценки как дисциплины, мониторинг можно считать базовым элементом, присущим «третьей воле» развития оценки . Мониторинг выступает в качестве внутренней процедуры, основанной на индикаторах и результатах, а также как инструмент сбора информации и отчетности.

^ Оценка программ (англ. program/policy evaluation) - аналитический инструмент или процедура, предназначенная для измерения прямых эффектов, результативности и долгосрочных последствий реализации государственных программ, отраслевых политик, ассессмента воздействия, а также программ развития, проектов некоммерческого сектора, корпоративных программ. Соответственно, "оценочное исследование" – междисциплинарное исследование, использующее экономические, социологические, политологические методы в соответствии с признанными открытыми стандартами («руководящими принципами») национальных и международных обществ по оценке.

^ Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ.

Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.

Эмпирическая социология - это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Основная ее функция – изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии.

^ Теоретическая социология - социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания . Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

Опро́с - психологический , заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Интервью - психологический вербально-коммуникативный метод , заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и и - стандартная методика исследования в области общественных наук , имеющая своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей . Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идеографических методов.

^ Запр́ос - это формулирование своей информационной необходимости.

Выборка - множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

^ Качественная характеристика выборки – кого именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.

Количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.

Потребитель - гражданин , имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В нашем случае потребитель – это получатель благ, услуг от реализации той или иной социальной программы.

1 Kawachi P. Computers, multimedia and e-learning. In U.V.Reddi & S. Mishra (Eds.), Educational media in Asia, (pp. 97-122). – Vancouver: Commonwealth of Learning. – 2010. – January 4 //http://www.col.org/colweb/site/ pid/3329

Woodill G. Where is Learning in e-Learning?: a critical analysis of the e-learning industry. – Opentel Corporation, 2004. – 22 p.

В настоящее время широко используется тестирование учащихся для выявления качества полученных знаний по различным предметам. Тесты являются эффективной формой контроля. Данный материал можно использовать для диагностирования уровня знаний учащихся в области информационной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная культура личности

В настоящее время широко используется тестирование учащихся для выявления качества полученных знаний по различным предметам. Тесты являются эффективной формой контроля. Данный материал можно использовать для диагностирования уровня знаний учащихся в области информационной культуры.


4 класс

  1. Выберите правильное определение к слову "библиотека":

а) собрание печатных и рукописных материалов;

б) учреждение, в котором осуществляется общественное использование печатных и рукописных материалов.

в) книгохранение.

  1. Почему название профессии "библиотекарь" произносится и пишется в мужском роде:

а) с древнейших времен профессия считалась мужской;

б) в женском роде звучит некрасиво;

в) можно произносить и писать как хочешь.

  1. Первая попытка древнего человека создать книгу:

а) узелковое письмо;

б) глиняные таблички;

в) каменные книги.

4 .В древние времена в Египте для письма использовали:

а) бересту;

б) папирус;

в) глину.

5.Библиотека царя Ашшурбанипала в Ассирии состояла из:

а) папирусных свитков;

б) пергаментных книг;

в) глиняных табличек,

6. Наиболее сохранившийся с древнейших времен вариант книги:

а) узелковое письмо;

б) глиняные таблички;

в) папирусные свитки.

7. Материал для письма "пергамент" был сделан из:

А) глины;

б) речного тростника:

в) кожи.

8. Какие книги древности считались самыми дорогими, ценными и приковывались к полкам цепями:

а) папирусные;

б) пергаментные

в) глиняные

9. В Древней Руси для письма использовались:

а) ткань:

б ) береста:

в) бумага

5 класс

  1. Кто из перечисленных людей изобрел "Книгопечатание":

а) Петр Мстиславец;

б) Иоганн Гуттенберг;

в) Иван Федоров.

  1. Вспомните, какая страна является родиной бумаги:

а) Египет;

б) Китай;

в) Ассирия.

3. В какой из разновидностей книг использовались разноцветные шнуры, лоскут и узлы:

а) каменные книги,

б) узелковое письмо,

в) глиняные таблички

4. Самая известная библиотека древности находилась:

а) г. Александрия, Египет;

б) г. Пергам, Малая Азия;

в) г. Ниневия, Ассирия.

5. Название первой книги, отпечатанной Иоганном Гутенбергом:

а)Библия;

б) учебник;

в) сказки.

  1. Первые печатные книги в России были изданы в городе:

а) Львов;

б) Санкт-Петербург;

в) Москва.

  1. Первый книгопечатник на Руси:

а) Иван Федоров.

б) Петр Мстиславец;

в) Иван Г розный.

8 . Первая книга, отпечатанная русским мастером печати, называлась:

а) Апостол;

б) Часовник;

в) Букварь.

9. Какое наказание в Китае полагалось тому, кто попытался выдать тайну изготовления бумаги:

а) тюрьма;

б) изгнание,

в) смертная казнь

6 класс

  1. Способ печати, при котором изображение получается с плоской поверхности деревянной доски:

а) ксерография;

б) картография;

в) ксилография.

2 В какой стране были изданы первые печатные книги:

а) Голландия;

б) Германия;

в) Россия.

3. Заслуга Иоганна Гуттенберга в том, что он изобрел

а) литейные формы;

б) новый способ обработки металла;

в) книгопечатание.

4. Название форм для литья букв: I

а) литера;

б) матрица;

в) пресс

5. Как называют набор букв и знаков из металла:

а) касса.

б) набор;

в) шрифт.

6. Как называется место, где печатают книги и газеты:

а) фабрика;

б) типография;

в)цех.

7 класс

  1. Как называется книга в мягкой обложке, имеющая определенное количество страниц – от 4 до 48

А)альбом;

Б)атлас;

В)брошюра.

  1. Как можно назвать книгу, в которой собраны репродукции картин, чертежи, фотографии:

а)энциклопедия

б)брошюра

в)альбом

  1. Как называется книжное издание, в котором собраны географические, исторические и другие карты:

а)атлас

б)книга

в)брошюра

  1. Какие из перечисленных изданий относятся к справочной литературе:

а)энциклопедии

б)словари

в)справочники

  1. Какой порядок расстановки слов используется в словаре:

а)алфавитный

б)тематический

в)смешанный

  1. Что означает термин "Справочная литература":

а)Справочники

б)Словари

в)Энциклопедии

  1. Справочная литература нужна для того, чтобы:

а)Выполнять задание учителя

б)Развивать свои знания и интересы

в)Для свободного чтения

  1. Выпускают ли в нашей стране энциклопедии для детей?

а)Две энциклопедии для детей

б)Выпускается очень много

в)Не выпускается ни одной

  1. Какая расстановка слов принята в словаре?

а)По темам

б)По алфавиту

в)Смешанная (тема-алфавит)

  1. Орфографический словарь помогает ученику:

а)Правильно поставить ударение

б)Правильно написать слово

в)Определить падеж и род

  1. Толковый словарь нужен человеку, чтобы объяснять:

а)толкование древних, старинных слов

б)Объяснять непонятные выражения

в)Учащиеся в нем не нуждаются

  1. Словарь иностранных слов помогает ученику:

а)Сделать перевод слова

б)Объяснить слово, пришедшее из другого языка

в)Дать правильное написание

  1. В какой из перечисленных энциклопедий используется алфавитная расстановка?

а)Все обо всем

б)Что такое. Кто такой

в)Энциклопедии издательства "Росмэн"

14.Что означает сокращение АПУ?

б)Алфавитно-предметный указатель

в)Предисловие

  1. В какой из перечисленных энциклопедий отсутствует А.П.У.:

а)Все обо всем

б)Что такое. Кто такой

в)Энциклопедия издательства "Росмэн"

8 класс

1.Определите значение слова "информация", каков его перевод с латинского языка?

а)Письмо

б)Разъяснение, изложение, сообщение

в)Известие

2.Как называют человека, получающего и использующего информацию?

а)Читатель

б)Пользователь

в)Получатель

3.При выполнении письменных заданий, рефератов, докладов что возникает у человека в первую очередь?

а)Информационная потребность

б)Информационный запрос

в)Переработка информации

4.Выберите из перечисленных слов то, что появилось раньше

а)Информатика

б)Библиография

в)Библиотека

5.Назовите книжный источник информации

а)Дискета

б)Брошюра

в)Пергамент


Информационная культура педагога

Кочеток Наталья Геннадьевна

Information culture of the teacher
Кочеток Наталья Геннадьевна, учитель технологии и изобразительного искусства, Россия, Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ № 474
Ключевые слова: информационная культура педагога, информационное общество, характеристики информационной культуры, условия формирования информационной культуры педагога.
Keywords: information culture of the teacher, information society, characteristics of information culture, the conditions of formation of information culture of the teacher.
В последние годы значительное внимание уделяется вопросам формирования информационной культуры представителей педагогического сообщества: педагогов-практиков, студентов педагогических вузов и др. Эта проблематика находит своё отражение в диссертационных исследованиях, материалах научных конференций, публикациях в профессиональной педагогической периодике.
В профессиональной деятельности педагога важное значение имеет умение и желание находить новые сведения, факты, материалы, использовать их в практической деятельности. Особенно актуально это становится сегодня, когда временные рамки обновления информации стремительно сокращаются при одновременном росте её объёмов. Информационное общество требует становления нового типа образования, при котором учёба становится неотъемлемым атрибутом всей жизни человека. Сегодня, для того, чтобы стать (и оставаться) специалистом необходимо постоянно усваивать новые знания, не ограничиваясь теми, которые получены некогда в учебном заведении . Совокупность качеств, позволяющих осуществлять эту деятельность эффективно, свидетельствует о высоком уровне информационной культуры .
Учитель должен уметь ориентироваться в непрерывно растущем информационном потоке и прививать это умение своим ученикам. И сегодня в профессиональной педагогической среде широко используются понятия «информация», «информационный» и т.п. в различных ипостасях. Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно чётко обозначены сущность и место информационной культуры в деятельности педагогов и в системе педагогической культуры. Информационная культура сегодня является необходимым компонентом педагогической культуры. Учитель сегодня должен быть готов к использованию новых информационных технологий, уметь в полной мере реализовать существующие информационные ресурсы, что предполагает развитие всех компонентов информационной культуры педагога. Что такое информационная культура? Какие характеристики она включает, и каковы условия ее развития? Данная статья раскрывает основные аспекты формирования информационной культуры педагога.
Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание), использовать ее для получения, обработки и передачи средства информатизации и информационные технологии. Информационную культуру надо рассматривать как сложное системное образование, отражающую интеграцию знаний о человеке и культуре человечества.
Информационная культура педагога включает следующие характеристики:
В интеллектуальной сфере:
  • Мышление (способность анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач педагогической деятельности, проявлять креативность, гибкость, критичность, системность, мобильность и оперативность мышления в ситуациях поиска, преобразования и трансформации необходимой информации);
  • Знания информационных технологий.
В мотивационной сфере:
  • Мотивация развития информационной культуры (стремление овладеть современными информационными технологиями, стремление изучать передовой опыт в области информатизации образования, нацеленность на достижение высокого уровня информационной культуры).
В волевой сфере:
  • Целенаправленность действий в информационной среде (волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям);
  • Терпение и владение собой в ситуациях поиска информации, ее переработки в педагогических целях;
  • Настойчивость в овладении новыми информационными технологиям.
В эмоциональной сфере:
  • Способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки информации (сосредоточить свое внимание на способах и путях получения информации);
  • Способность достойно переживать отсутствие результата, технические и другие помехи при работе в информационной среде;
  • Способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий, свой уровень информационной культуры.
В предметно — практической сфере:
  • Способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды, формы деятельности в информационной среде;
  • Готовность к коллективной деятельности с использованием информационных технологий;
  • Владение операционными навыками (умение работать с программным обеспечением, принимать решения, отбирать нужную информацию, вырабатывать идеи);
  • Владение навыками обработки информации;
  • Умение общаться с использованием информационных средств и технологий;
  • Умение ориентироваться в информационной среде.
В сфере саморегуляции:
Способность к рефлексии в области поиска и преобразования информации, в овладении информационными технологиями и их использовании;
Умение соотносить свою деятельность, свой уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом.
Основными условиями формирования информационной культуры педагога являются:
  1. Включение педагога в проектную деятельность;
  2. Организация самостоятельной разработки педагогом различных проектов и их реализации на основе информационных технологий;
  3. Самодиагностика и самоанализ достижений в области проектной деятельности, осуществляемой на основе информационных технологий;
  4. Сотрудничество с коллегами в проектной деятельности.
Информационная культура отражает особенности профессиональной деятельности учителя: формирование информационной культуры ученика, пробуждение в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, критической их оценки и отбора.
В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога . О. Н. Мяэотс относит к ним следующее:
Стремление:
- интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;
- потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;
- профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.
Личностные качества:
- ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;
- согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;
- уверенность в правильности принятия нестандартных решений.
Позиция:
- отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;
- стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;
- утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации».
Уровень сформированности информационной культуры учителя может быть определен по следующей совокупности критериальных показателей:
1) состояние информационного самосознания учителя (общекультурная и профессиональная эрудированность; понимание и принятие ценностей информационной деятельности; рефлективность профессиональной позиции; применение информационных образовательных ресурсов для целей самообразования; согласованность реальной деятельности с ценностями);
2) развитость информационно-технологических навыков (применение информационных технологий в решении актуальных педагогических задач; наличие гибкой системы навыков; участие в обеспечении информационного взаимодействия в образовательном учреждении);
3) творческая активность и самостоятельность (участие в проектной деятельности, создание собственных информационных продуктов; наличие авторской позиции (методики); способность осуществлять выбор и привлекать необходимые информационные ресурсы);
4) эмоциональное отношение к информационной деятельности (позитивная профессиональная самооценка; наличие интереса к информационной деятельности; удовлетворенность результатами собственной информационно-педагогической деятельности);
5) успешность и эффективность информационно-педагогической деятельности (наличие достижений в сфере информационно-педагогической деятельности; признание профессиональным сообществом; участие в совместных с другими специалистами проектах).

Литература:

  1. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В.Уленко - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006. - С.10-11
  2. Зубов, Ю.С. Информатизация и информационная культура / Ю.С. Зубов // Проблемы информационной культуры: сб. статей.- М., 1994.- С. 6-11

Приложение

Анкета для определения информационной культуры педагога

Критерии Измеритель Баллы
1. Уровень ИКТ-компетентности* Базовая 1
Педагог- консультант 2
Тьютор 3
Консультант-исследователь 4
2. Повышение квалификации в области ИКТ в текущем учебном году - очно Да 1
Нет 0
3. Повышение квалификации в области ИКТ в текущем учебном году - дистанционно Да 1
Нет 0
4. Использует в образовательном процессе приобретенные ЦОР Да 1
Нет 0
5. Использует в образовательном процессе собственные ЦОР Да 2
Нет 0
6. Пополняет медиатеку ОУ собственными ЦОР Да 1
Нет 0
7. Использует ИКТ в дополнительном образовании и воспитательной работе Да 1
Нет 0
8. Использует ИКТ в управлении образованием (обработка данных, статистика, ведение электронного журнала и т.п.) Да 1
Нет 0
9. Руководит научно-исследовательской работой учащихся с использованием ИКТ (наличие проектов в сети интернет) Да 2
Нет 0
10. Использует ресурсы сети Интернет в образовательном процессе Да 1
Нет 0
11. Использует ИКТ при подготовке дидактического материала для учащихся Да 1
Нет 0
12. Число уроков, на которых реализуются возможности использования ресурсов Интернет On-Line (в режиме реального времени) (в неделю) Более одного урока 2
Один урок 1
Нет таких уроков 0
13. Число уроков, на которых проводится компьютерное тестирование (итоговое, промежуточное, тематическое) (в неделю) Три и более уроков 2
Менее трех уроков 1
Нет таких уроков 0
14. Число уроков, на которых реализуются возможности интерактивного, мультимедийного оборудования или используются цифровые лаборатории (в неделю) Пять и более уроков 2
Менее пяти уроков 1
Нет таких уроков 0
15. Участие в конкурсах, фестивалях по применению ИКТ Победитель или лауреат 3
Да 2
Нет 0
16. Выступление на МО, педсоветах, конференциях по обмену опытом применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе На федеральном уровне 4
На областном уровне 3
На городском уровне 2
На школьном уровне 1
Нет 0
17. Наличие печатных работ в области ИКТ
Да 2
Нет 0
18. Размещение материалов в сетевых сообществах Да 2
Нет 0
19. Наличие собственной Web- страницы
(указать URL-адрес)
3
2
Да, но материал не
обновляется
1
Нет 0
20 Наличие собственного сайта (указать URL-адрес) Да, материал обновляется не реже 1 раза в два месяца 3
Да, но материал обновляется реже 1 раза в два месяца 2
Да, но материал не
обновляется
1
Нет 0
21. Применение элементов дистанционного обучения учащихся (учебное взаимодействие по электронной почте с учащимися, находящимися на домашнем обучении, размещение пробных вариантов самостоятельных или контрольных работ, лекций или дополнительных материалов на собственных Web-страницах и т.п.) Дистанционное обучение 4
Собственные Web- страницы 3
В сети Дневник.ру 2
При помощи электронной почты 1
Нет 0

* Определяется с помощью «Сущностная характеристика уровней развития ИКТ-грамотности педагогов»
** Определяется наличием в медиатеке разработок преподавателя

Максимальное количество баллов - 43

  • Менее 14 - слабый уровень развития информационной культуры;
  • 15 - 24 - допустимый уровень развития информационной культуры;
  • 25 - 34 - достаточный уровень развития информационной культуры;
  • 35 - 43 - оптимальный уровень развития информационной культуры.

Приложение № 1.4

Тесты для диагностики уровня информационной культуры школьника

6 класса.

Педагог-библиотекарь

Пилипейко Наталья Петровна

1) . Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа)

Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью, есть:

1. общество новых информационных технологий

2. информационное общество

3. компьютеризированное общество

2). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа)

Совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть:

1. библиотечно-библиографическая культура

2. компьютерная грамотность

3. информационная культура

4. информационная грамотность

3). Исключите неверные правила поведения в библиотеке ?

1. Соблюдать тишину

2. Громко разговаривать по мобильному телефону.

3. Выбирать книги на стеллажах аккуратно и бережно.

4.При пользовании книгой в читальном зале, разрешается делать пометки и загибать страницы.

4). Объясните, что является материальным носителем с зафиксированной информацией, который можно хранить и передавать во времени?

(Правильный ответ: документ)

5). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа)

Комплекс web-страниц, предназначенных для обмена сообщениями с возможностью их классификации по темам и сохранения их для последующего использования, называется:

1. Форумом

2. чатом

3. сайтом

6) По каким поисковым элементам, вы будете осуществлять адресный поиск (выберите 1 вариант ответа) :

2.Тема книги.

3. Год издания.

7) Как вы считаете? (выберите верные варианты ответа) )Библиографическое описание документа состоит из:

2. Заглавия книги (статьи).

4. Выходных данных.

7 а. Сделайте Библиографическое описание книги/статьи.

(каждому выдается книга/статья в газете (журнале))

8). Подобрать книги по теме заданного вам реферата можно с помощью…?

Объсните, почему.

(систематического каталога).

9). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа) При поиске необходимой информации,слова, несущие в тексте наибольшую смысловую нагрузку, называются:

1. ключевые слова.

2. метафоры.

3. синонимы.

10). Как вы будете осуществлять поиск информации о древних библиотеках?

Напишите ответ с объяснениями.

(Посещение районной библиотеки для работы с каталогом.

С помощью Интернета)

11). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа )

Известный первопечатник в Русском государстве это:

1. Иоганн Гуттенберг

2. Тимофей Невежа.

3. Иван Федоров

12). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа )

Дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть:

1. тезисы

2. дайджест

3. цитата

13). Что подразумевается под периодическими изданиями?

Объясните свой ответ.

1.Журналы

2.Книги

3.Статьи

14). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа ) С помощью энциклопедии можно

1. Получить полную информацию о необходимой теме.

2 . Краткую справку

15). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа ) Систематизированный перечень разделов, подразделов, характеризующий содержание, логику и композицию подготовленного вами пересказа, реферата, доклада и т.п., это:

1. план

2. обзор